Маргарита Исакова
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать
ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными
сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Публикация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». Программа направлена на формирование у детей безопасного поведения в природе, на дорогах, безопасности собственной жизнедеятельности. Формировать представления о
простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с многообразием животного и растительного мира, с правилами дорожного движения, с источниками опасности дома.
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении. Умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами, а так же основы экологической культуры. Расширять знания об источниках опасности в быту.
Начиная с первой младшей группы программа знакомит детей с элементарными правилами поведения в природе, не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. С предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Так же с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
Со второй младшей группы знакомит с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) Учит различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на
дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Знакомить с работой водителя. А так же с источниками опасности дома, горячая плита, утюг и др, осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку,
не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот.
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым, развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.
В средней группе направлена на формирование понятия: «съедобное», «несъедобное»,
«лекарственные растения», знакомит с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице, в общественном транспорте. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход»,
«Остановка общественного транспорта». Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, а так же с ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения
пожаров и правилах поведения при пожаре.
В старшей группе знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах
и укусах насекомых. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора, с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время
игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на
санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
В подготовительной группе начинаем знакомить детей с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как
гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения
человека в этих условия. Систематизировать знания детей о безопасности на дорогах, знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими,
запрещающими и информационно-указательными.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила
дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон.