Виктория Михалёва
Оснащение центров детской деятельности по реализации регионального компонента согласно современных требований
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: «Оснащение центров детской деятельности по реа-лизации регионального компонента согласно современных требований и педаго-гических новинок»
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для опти-мальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соот-ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом до-школьного образования.
Публикация «Оснащение центров детской деятельности по реализации регионального компонента согласно современных требований» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Республика, область, край. Список городов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия суще-ствования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать спе-циально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.
Основные требования к организации среды.
1. Насыщенность - среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2. Трансформируемость - пространства предполагает возможность измене-ний предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситу-ации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнооб-разного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
4. Вариативность - предполагает: наличие различных пространств (для иг-ры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
5. Доступность.
6. Безопасность предметно-пространственной среды.
Принципы построения предметно-развивающей среды
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии –ориентирует организа-цию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует уста-новлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, самостоятельности, творчество - позволяет осуществ-лять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип стабильности-динамичности – позволяет трансформировать про-странство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окру-жающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования – даёт возможность по-строения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одно-временно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
Гендерный - этот подход, даёт возможность проявлять детям свои склонно-сти в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка – предполага-ет персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректиров-ке, развитию.
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными обла-стями
Образовательная область «Речевое развитие» :
• Центр детской книги;
• Центр речевого развития (логопедический уголок) и т. д.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Центр науки, экологии и экспериментирования;
• Центр конструирования;
• Центр патриотического воспитания и т. д.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя центры :
• Центр безопасности (ПДД, ППБ);
• Центр труда;
• Центр активности.
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» :
• Цент изо деятельности (творчества);
• Центр музыкально – театрализованной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Центр двигательной активности (подвижные игры).
«Алгоритм создания предметно-развивающей среды
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями де-тей.
Шаг 2. Проводим оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучаем интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исхо-дя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Преду-смотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Варианты размещения материала в группе в соответствии с возрастом детей.
• Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
• Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке : в нескольких спокой-ных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непо-средственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал де-лится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодиче-ски в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к но-вым или немного «подзабытым» материалам.
• В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке : в нескольких спокой-ных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непо-средственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал де-лится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодиче-ски в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к но-вым или немного «подзабытым» материалам.
• Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг ко-торого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстни-ками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим ма-териалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно рас-полагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных де-тям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения.
• Размещение материалов в группе для детей старшего возраста.
Объекты для исследования в действии располагаются в специально выде-ленном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько чело-век и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нор-мативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей
Примерное содержание центров детской активности
1. Цент ИЗО - деятельности
Задачей центра является формирование творческого потенциала детей, раз-витие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоя-тельности, активности. Можно разместить оборудование для рисования и лепки, трафареты, лекало.
2. Центр сюжетно – ролевой игры. Здесь могут использоваться игры «Оле-неводы», «Охотники», «Рыбалка», «Семья в тундре», а также фигуры для тенево-го театра, куклы. Можно еще включить игры отражающие профессии людей жи-вущих в г. Магадане и Магаданской области.
3. В центре нравственно- патриотического воспитания может находится мини музей «Моя малая Родина», дидактические игры «Чей детёныш?», «Чьи это лап-ки?», «Собери картинку», лото «Животные моря», а также художественную ли-тературу, портреты известных людей и символику. Магадана.
4. Оснащение краеведческого музея продемонстрировано на слайде.
Показателя качества созданной в группе РППС является:
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
2. Низкий уровень шума в группе
3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельно-стью.
4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность