Гаджиева Джавгарат Бадрудиновна
Планирование работы по теме «Осенний листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени»
Обрывная аппликация «Яблонька».
Создание картины из природного материала «Осеннее дерево».
Путешествие по экологической тропе.
Рисование осенних листьев.
Рисование нетрадиционной техникой пуантилизм «Осень золотая».
Выставка детско – родительских работ «Осеннее ассорти».
Публикация «Планирование работы по теме „Осенний листопад“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники. Планирование
- Деревья осенью, листопад
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Осенний утренник «Как козёл за шиповником ходил».
Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень – чудная пора».
Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.
Наблюдение за яблоней.
Цель: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.
Наблюдения за шиповником.
Беседа - «Осень – добрая волшебница».
Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.
Беседа – «Листопад».
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
Беседа – «Растительный мир осенью».
Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.
Беседа – «Что мы знаем про осень».
Уборка опавшей листвы на участке.
Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).
Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
«Как вести себя в лесу».
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».
Совместный труд родителей и детей по уборке листвы на участке. Цель: сблизить членов семьи
Хороводные игры.
«Что нам осень принесла».
«Огородная - хороводная».
Досуги и развлечения.
«Час загадки».
«Осенний праздник».
Совместная деятельность с воспитателем.
Создание картины из соли «Разноцветная осень».
«Осеннее дерево» из природного материала.
Конкурс совместного рисунка «Что нам осень принесла».
Конкурс поделок «Осеннее ассорти».
Участие в районном конкурсе осенних поделок.
Осенний праздник.
Цель: вовлекать родителей в жизнь группы.
Физическое развитие
Беседы.
«Как одеваться осенью».
«Если хочешь быть здоров».
Подвижные игры.
«Листопад».
Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.
«К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.
«Такой листок лети ко мне».
Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Индивидуальная работа по ФИЗО.
«Пройти по листикам, чётко наступая на выложенную дорожку.
Цель: учить выполнять конкретные задания, сохранять равновесие.
«Метание шишек в дерево».
Цель: развивать меткость, ловкость.
«Запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Физкультминутки.
«Клён», «Листопад», «Грибы».
Пальчиковая гимнастика.
«Листья».
Пешие походы в лес вместе с детьми.
Результаты проектной деятельности:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
Узнали о пользе деревьев и кустарников;
Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Заключительный этап.
Выставка поделок с участием родителей - «Осеннее ассорти».
Осенний праздник.
Используемая литература.
Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.
Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.
Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей; использование элементов проблемно - диалогической технологии.
Словарная работа : листопад; ненастная.
Предварительная работа : наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках, сбор листьев для осеннего гербария, чтение стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника», слушание отрывков из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал: схемы – модели к стихотворению И. Винокурова «Осень», два осенних пейзажа, украшение для театрального этюда (корзина с фруктами, желтый зонтик, красные бусы, розовый фартук, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь, баночки с разноцветными листочками, одноразовые трубочки).
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Дети (улыбаются друг другу) : «Доброе утро!»
Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?»
Ответы детей: «Нет!»
Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?»
Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие».
Воспитатель: «А почему осенью бывает хорошо?»
Ответы детей: «Осенью хорошо, потому, что на деревьях разноцветные листочки». (Потому что в лесу вырастает много грибов. Потому, что животные делают запасы на зиму.)
Воспитатель: «А почему осенью бывает плохо?»
Ответы детей: «Осенью бывает плохо потому, что часто идет холодный дождь». (Потому, что дует сильный ветер. Потому, что птицы улетают в теплые края)
Воспитатель: «Давайте, придумаем красивые слова для осени, осень какая?»
Ответы детей: «Золотая» (запасливая, дождливая, разноцветная, хмурая)
Воспитатель: «А как называется явление осенью, когда с деревьев падают листья?»
Ответы детей: Листопад.
Воспитатель: «Я предлагаю вам провести небольшой опыт, чтобы определить в какую погоду листопад бывает сильнее : в солнечную или ветреную?».
Опыт «Листопад» :
(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)
Воспитатель: «Как вы думаете, в какую погоду листопад сильнее?»
Ответы детей: «В ветреную».
Воспитатель: «А теперь я хочу подвести итог всему тому, что вы мне рассказали об осени. Если мои высказывания будут верными, вы мне скажите: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо», но, а если я ошибусь, вы посмеетесь надо мной: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». А потом исправите мою ошибку».
Д/и «Хорошо – хорошо», или «Хи-хи-хи – ха-ха-ха».
Воспитатель: «Осенью часто льет холодный дождь».
Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо»
Воспитатель: «Осенью птицы собираются в большие стаи и отправляются в теплые края».
Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо»
Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.
Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Осенью дворники собирают опавшие листья в мешки и выбрасывают их в контейнер».
Воспитатель: «Осенью мы отмечаем самый долгожданный праздник Новый год».
Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Новый год мы отмечаем зимой».
Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и не попались в мои хитрые ловушки, которые я для вас расставила. А теперь, давайте немного поиграем».
(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)
Физминутка «Мы листочки»
Мы листочки, мы листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на дереве сидели,
Ветер дунул, полетели,
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: «О красоте осенней природы поэты сочинили много стихов, а композиторы написали много музыки. Давайте послушаем с вами отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
(Воспитатель включает аудиозапись)
Воспитатель: «Сегодня, я хотела бы познакомить вас с новым стихотворением об осени, написал его поэт И. Винокуров».
(Воспитатель читает стихотворение наизусть)
И. Винокуров «Осень»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки
Фартук розовый – осинке,
Бусы красные – рябинке,
Зонтик желтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.
Воспитатель: «Понравилось вам это стихотворение?»
Ответы детей : «Да!»
Воспитатель (задает вопросы по прочитанному) : «Где ходит осень?
Ответы детей : «В парке».
Воспитатель: «Что дарит осень осинке?»
Ответы детей : «Розовый фартук».
Воспитатель: «Что дарит осень рябинке?»
Ответы детей: «Красные бусы».
Воспитатель: «Что дарит осень тополям?»
Ответы детей : «Желтый зонтик».
Воспитатель: «Что дарит осень всем нам?»
Ответы детей : «Фрукты».
Воспитатель: «Сейчас я вам еще один раз прочитаю это стихотворение, а вы должны будете выбрать на мольберте один из двух пейзажей, который наиболее точно передает настроение».
(Воспитатель снова читает стихотворение.)
Ответы детей (выбирают нужный пейзаж) : «Я выбрал нижний пейзаж, так как на нем изображена разноцветная осень, как в стихотворении».
Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам сделать инсценировку этого стихотворения».
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения) Инсценировка стихотворения.
Воспитатель (открывает схемы-картинки на доске) : «Сейчас мы прочитаем это стихотворение хором, а помогут нам в этом эти схемы-рисунки».
Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)
Воспитатель: «Теперь давайте прочитаем это стихотворение по цепочке, передавая друг другу вот этот осенний листочек».
(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)
Воспитатель: «Кто из вас самостоятельно сможет прочитать это стихотворение по схемам?»
(Дети по желанию читают стихотворение)
Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались?»
Ответы детей : «Мы говорили об осени. Учили наизусть стихотворение по схемам».
Воспитатель: «Сейчас, те дети, которым понравилось стихотворение, поднимают красные осенние листочки. Те, кто испытывал трудности – желтые листочки».
(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)
Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали, вы порадовали нас знаниями об осени и за это я хочу угостить вас осенними витаминами».
Осеннее наблюдение за калиной.
Цель: знакомить детей с полезными кустарниками.
Задачи:
Образовательные: рассказать детям о калине, о её полезных и целебных свойствах.
Развивающие: развивать память, воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению полезных свойств кустарника, прививать любовь к прекрасному.
Ход наблюдения:
Подходим к калине, рассматриваем, отмечаем, что это кустарник и называется он калина, на нём красные ягоды. Рассказываю детям о калине:
"С наступлением осени в природе происходят изменения: листва меняет окраску (находим лист калины и видим, что он красного цвета, зреют ягоды. Калина - полезный, лекарственный кустарник. О калине сложено много песен и легенд. В легендах рассказывается, что когда-то ягоды калины были сладкими, девушки приходили к ней со своим горем, рассказывали калине о своей беде и плакали, прижимаясь к её веткам. Девушкам от общения с калиной становилось легче. А калина впитывала их слёзы и потому ягоды калины стали горькими. Из коры калины делают разные поделки.
В старину гроздьями калины, люди украшали свои дома, как символом любви и счастья, красоты и здоровья. А ещё калина является лекарственным кустарником, в ней много витаминов, очень полезных для здоровья. Плоды калины поднимают иммунитет, повышают аппетит, помогают при простуде. Особенно полезна калина с мёдом.
Загадки:
Кустом в саду, в лесу растёт,
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая. (калина).
Кто же ягоды не знает:
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? (калина).
Н. Губанская.
В конце наблюдения хороводная игру " На горе-то калина".
Наблюдение за яблоней на прогулке в средней группе.
Цель: Расширять знания о деревьях растущих на участке детского сада.
Задачи: Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память.
Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения:
Читаю стихотворение:
С веток яблоки свисают,
Манят взрослых и ребят.
Это плод все люди знают-
Витаминами богат.
Просит яблонька похоже:
"Скушай яблочко моё!"
Ей, так хочется? Ну, что же,
Я порадую её!
А. Штро.
Спрашиваю детей о чём это стихотворение? (ответы детей)
Подходим к яблоне, рассматриваем её.
Рассмотрев яблоню, выясняем, что это - дерево. На нём есть ствол, ветки кора, листья.
Загадываю детям загадку:
Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (ответы детей)
Правильно, это яблоко-плод яблони.
Яблоко самый распространённый фрукт, очень полезный, в яблоках много витаминов, полезных веществ, яблоко помогает лечить простуду.
Физминутка.
У дорожки яблонька стоит.
(руки сплетены над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс. (руки над головой, движения вперёд-назад)
Вот и яблочко у нас.
(имитируем руками, что держим яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь.
(соединить запястья, развести ладони)
Ах, какой приятный вкус.
Предлагаю поиграть детям в игру:"Передай яблоко по кругу и назови какое оно. " (румяное, сладкое, сочное, круглое и. т. д.)
С детьми делаем вывод, что яблоня - полезное дерево, его нужно беречь и ухаживать за ним.
В группе занялись творчеством. Нарисовали яблоки. Методом обрывания сделали аппликацию " Яблонька".
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА
(беседа)
Задачи: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
Ход занятия
1. Создание и решение проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходит Кролик, грустный, и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи и короны. (Показывает план.)
Дети рассматривают план и рассказывают : то, что похоже на кирпич, – это схема дерева, а «корона» – это схема куста.
Кролик спрашивает: «Как вы их различаете деревья и кусты?»
Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов.
2. Игра «Выбери правильно».
К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста – картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.
3. Беседа «Какие растения есть на участке детского сада».
Вопросы:
– Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада?
Дети рассказывают и показывают картинки.
– Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?
– Как вы ухаживаете за растениями на участке?
Кролик. Что это у вас в группе за цветы такие красивые, разного цвета? (Осенние листья в уголке природы.)
Дети отвечают, что это листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.
Кролик читает стихотворение о листьях :
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад!».
Листопад, листопад,
Засыпает старый сад!
Листья, словно бабочки,
Кружатся, порхают,
И крыльцо, и лавочку
Листья засыпают.
Листопад, листопад
Засыпает старый сад!
5. Игра - имитация «Мы – листики осенние».
Кролик предлагает детям поиграть в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.
Слова к игре:
Мы – листочки, листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидим, (Дети стоят с листочками в кругу.)
Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)
Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками,
приседают.)
А потом летать устали! (Дети приседают на корточки, помахивая
листиками над головой.)
Престал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая
листиками.)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и
И на землю тихо сели. следят, куда они упадут.)
6. Игра «С какого дерева листок».
Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.
Предварительная работа
– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.
– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.
– Сбор листьев для гербария.
– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.
– Труд на участке детского сада.
Рейтинг материала:
5,0 ( голосов: 1)
Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени»
Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.
Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.
Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей; использование элементов проблемно - диалогической технологии.
Словарная работа : листопад; ненастная.
Предварительная работа : наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках, сбор листьев для осеннего гербария, чтение стихотворения К. Бальмонта.
– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.