Людмила Луканина
«Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет). Наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Гром и молния»
Цель: закрепить сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза»
Познакомить детей с природным явлением «гроза», с правилами поведения во время грозы.
Ход наблюдения : Какие признаки приближающейся грозы вы видите?
Да, сильный порывистый ветер.
Публикация «„Осенние, зимние, весенние явления неживой природы“ для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет), Наблюдения» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Неживая природа
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А какое небо? Да, небо заволокли тучи. Да, идет сильный дождь. Его можно назвать «ливень», и вот, во время ливня сверкает молния и раздается гром. Молния – это электрический заряд, который происходит между облаками. Гром - это звук от разряда. Гром совсем безопасен, ребята. Он гремит, когда молния уже миновала. А вот молнию надо остерегаться. Молния может ударить в предметы, которые возвышаются среди других. Например, башни, высокие здания. А кто мне может сказать, как защищает человек высокие сооружения от молнии? Да, устанавливаются громоотводы на зданиях. А сейчас поиграем в игру «Правильно - неправильно». Если я называю правило поведения человека во время грозы верное, вы хлопаете в ладоши и объясняете, почему. Если нет – молчите. Во время грозы я люблю пускать бумажного змея. Если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, а металлические предметы лучше из рук выбросить, Я люблю во время грозы бегать по полю или стоять под деревом, Нужно выключить наружные антенны, Безопасно стоять далеко от дерева во время грозы, В лесу я укроюсь от грозы под самым высоким деревом, Во время грозы я открою все окна в доме. Безопасно во время дождя оставаться в машине, только нужно закрыть все окна. 1. В какое время года чаще бывает гроза? 2. Что бывает вначале: молния или гром? 3. Чем люди от молнии защищают высокие здания? 4. По какому признаку в природе можно догадаться, что приближается гроза? 5. Что можно часто увидеть после дождя?
2. «Туман»
Цель: Познакомить с новым явлением природы - туманом.
Объяснить причину этих явлений,большая разница между дневной и ночной температурой воздуха.
Ход наблюдения : Что вы заметили, когда шли утром в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?
Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью?
Туман
Лес – в карман, поля – в карман. Спрятал дедушка туман.
Спрятал копны и стога. И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман, спрятал дедушка туман. А. Акимцев
Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве появляются капельки росы.
Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е. Трутневой «Туман» :
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез! Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птица и зверь? И куда ж за грибами теперь? Загадка: Спрятал луга, Спрятал стога. В синий карман, Синий… (туман) 3.«Синий иней». Цель: Подвести к пониманию, что иней – это природное явление. Показать зависимость появления инея от температуры воздуха 4. «Первые заморозки. Лед на лужах. Заморозки на почве» Цель: Расширять представления детей о, что первые заморозки – это вестники зимы. Ход наблюдения : Что же такое заморозки? Это понижение температуры ниже 00С в тёплое время года. Посмотрим днём на термометр, за окном на улице. Он показывает 8 температуру выше нуля градусов. А поздно вечером термометр показывает температуру ниже нуля градусов. Значит, пришёл холодный воздух. Но когда температура ниже 00С – вода замёрзнет. Это и есть заморозок. И точно, утром все лужи покрылись корочкой тонкого льда. Лёд на лужах – верная примета заморозка. 5. «Первый снег». Цель: Расширять представления детей о типичных осенних явлениях : холодно,. деревья меняют наряды. Развивать наблюдательность, умение рассуждать. Знакомить со свойствами снега. Воспитывать любознательность Ход наблюдения : Привлечь внимание детей к падающему снегу : «Посмотрите, дети, как идет снег, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку. Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки? В январе, в январе Много снега на дворе. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. Ход игры: Воспитатель: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся. «Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю. «Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают «Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» - дети разбегаются по площадку. 6.«Вдоль по улице метелица метёт». Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы. Учить различать характерные приметы зимы. Развивать творческое воображение, фантазию, наблюдательность. Дать представление о движении снега в ветреную погоду. Ход прогулки: Как вы думаете, что такое метель? (перемещение снега под действием сильного ветра с одного места на другое).Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (снег перемещается по направлению ветра).Как вы думаете метель это хорошо или плохо? (оголяются корни деревьев – могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять). Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. С. Маршак Загадки Гуляю в поле, летаю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль сугроба пробегаю, сугробы наметаю (метель) 7.«Ледоход» Цель: Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры. Ход наблюдения Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. С. Маршак Отмечаем состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход». Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу. Живет — лежит, умирает — бежит. Зимой греет, весной тлеет. Летом умирает, осенью оживает. Всю зиму смирно лежит, весной убежит. (Ледоход.) 8. «Град». Цель: Познакомить детей с природным явлениям, связанным с водой: градом Град – это разновидность осадков, выпадающих в виде шарообразных либо неправильной формы частиц льда, размер которых варьируется от миллиметра до нескольких сантиметров. Состав градин включает в себя слои прозрачного льда, чередующиеся с полупрозрачными слоями. От чего появляется град? Обычно подобные осадки выпадают в теплое летнее время года во время грозы и ливня из довольно крупных и весьма развитых кучево-дождевых облаков. Эти большие облака имеют пепельный и темно-серый цвет, отличаются белыми рваными верхушками. Довольно большой вред наносят сельскому хозяйству подобные осадки, ведь они способны, в зависимости от длительности выпадения и размеров градин, практически полностью уничтожить посадки культурных растений и различные посевы. Образуется град в переохлажденном облаке во время случайного замерзания капель влаги. Впоследствии, небольшие зародыши градин могут значительно увеличиваться в размерах за счет налипания и намерзания сталкивающихся с ними капель переохлажденной влаги. Продолжительность выпадения данного вида осадков колеблется от нескольких минут до получаса, в редких случаях около часа 9.«Наблюдение за проталинами» Цель: Уточнить знания детей о проталинах. Как они появляются, где раньше – в тени или на открытом солнце. Учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе. Ход наблюдения Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава. Е. Трутнева Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами, Как изменился снег с приходом весны? В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины? 10. Наблюдение за дождем. Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». Познакомить с природным явлением — дождем. Ход наблюдения. В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный, определить, какой дождь. Сколько знаю я дождей? — Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой. Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. 11. Наблюдение за капелью. Цель: Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры. Развивать наблюдательность, умение выстраивать цепочку превращений. На солнышках согрелась ель, Подтаяла сосна. В лесу апрель, звенит капель. В лесу у нас весна, По снегу капельки стучат: Подснежник, хватит спать! А шубки белок и зайчат. С утра мокры опять И замедляя хитрый бег, Идя по снегу в бор, Проваливаясь в талый снег, Лиса у лунки пьет. Жемчужинки слетают вниз: А ну, ловите нас! Весь в дырочках от светлых брызг, Под елкой хрупкий наст. Но все же март, а не апрель. Чуть солнышко зайдет, Смолкает звонкая капель, И вновь на ветках лед. 3. Александрова Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу. С какой стороны сосульки длиннее, — с солнечной или теневой? С солнечной. Почему? Солнце пригревает больше, и от этого они растут. В морозный день сосулька растет или уменьшается? Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра.)А в солнечный день? (Растет.)С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой - с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды. А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги. 12. Наблюдение за грозой. Цель: познакомить с понятием «гроза»; дать представление о том, почему в природе наблюдается гроза. Потемнело небо. Тучами покрылось, Будто колесница. В небе покатилась. Муравьишки скрылись, Гром гремит, пугает, Дождь ручьями льется. Молния сверкает. Спрятались под крышу
Воробьи-зазнайки.
Что с природой стало,
Дети, отгадайте? (Гроза.)
Что потемнело и покрылось тучами?
Что гремит и пугает?
Про какие явления природы еще говорится? (Про дождь, молнию.) Кого напугала гроза? (Муравьишек, воробьев.)
Как вы думаете, что такое гроза?
Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом в о время грозы.
13 Наблюдение за градом. Цель: познакомить с понятием «град»; дать представление о том, почему природе наблюдается град; дать представление о том, почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память. Ход наблюдения. С неба полетели Белые горошки. Испугалась курица, Убежала кошка. Я хотел попробовать Белого горошка, Только почему-то Тает он в ладошках.
Когда земля нагревается, теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идет с дождем: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.
Исследовательская деятельность. Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т. д.
14 Наблюдение за сосульками. Цель: Познакомить с образованием и ростом сосулек. Ход наблюдения : Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной или теневой? (С солнечной.)
Почему? {Солнце пригревает больше, и от этого они растут.)
В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра.)
А в солнечный день? (Растет.)
С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)
Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.
А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.
Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.