Елена Балакина
«Осенние мотивы». Методы и приёмы, используемые при слушании музыки в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дата Репертуар и структура занятия Задачи Методы и приёмы Действия воспитателя Содержание
22.11.
2019 Вводная часть
«Импровизационный танец листочков»
Ф. Шуберт «Вальс си-минор» 1) Совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки;
2) Развивать творческое мышление и воображение;
3) Воспитывать эмоциональную отзывчивость. I. Импровизация,
II. Имитация;
III. Метод практической деятельности.
Выполняет движения вместе с детьми Дети входят в зал под плавную музыку, в руках у них осенние листочки.
Темочки:
Сегодня у нас в детском саду гости, поприветствуем их. Муз. Приветствие: «Здравствуйте!» - V-III-I.
Подул ветер, и ребята превратились в осенние листочки, движения плавные, мягкие. Музыка заканчивается, листочки замирают. Вы сегодня зашли в зал, и я не узнала ребят, я видела настоящие осенние листочки : такие лёгкие, изящные. Давайте соберём листочки в большой букет и пройдём на стульчики.
-Вот теперь я вижу, что вы не листочки, а ребята.
Слушание
Пальчиковая игра «Осень»
С. М. Майкапар «Осенью» 1) Накапливать опыт восприятия музыкальной культуры;
2) Формировать эстетические чувства и умение выражать свои впечатления;
3) Развивать образное мышление и воображение;
4) Воспитывать культуру слушания музыки. I. Использование художественного слова.
II. Метод уподоблений характеру музыки (цветовое, словесное, полихудожественное, темброво-инструментальное).
III.
1. Наглядный метод (слуховая наглядность, зрительная наглядность;
2. Словесныйметод (беседа);
3. Метод практической деятельности (игра на ДМИ)
Воспитатель обращает внимание детей на шум ветра;
Выполняет движения вместе с детьми;
Показывает листочки;
Уточняет, чем обусловлен выбор коричневого цвета.
Показывает приёмы игры на листочке.
Шум ветра.
-Ветер северный подул, а что такое северный ветер?
-Это холодный ветер.
-Молодцы!
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
(шум шуршащей листвы)
Слышите, это шуршит осенняя листва. Наверное, она хочет рассказать нам, какой бывает осень.
Помните, мы с вами слушали пьесу «Осенью» С. М. Майкапара?
Сегодня мы с вами будем не просто слушать, а попробуем показать, какой бывает осень с помощью разноцветных листочков.
Посмотрите, у вас на стульчиках лежат листочки, один коричневый, другой жёлтый. Покажите мне, пожалуйста, коричневый листок. А теперь жёлтый.
Как вы думаете, какой листочек мы покажем, если музыка радостная?
-Жёлтый.
-А если музыка печальная, тоскливая?
-Коричневый.
Послушайте пьесу и поднимите вверх листочек такого цвета, который подходит под настроение.
-Какой листочек мы показали?
-Коричневый. А почему коричневый?
-Потому что музыка грустная, печальная.
-Молодцы! Потому что у этой пьесы жалобная, тоскливая, поникшая мелодия. Посмотрите на экран, здесь изображены две разные осени : поздняя (грустная) и ранняя (яркая и весёлая).
-Как вы думаете, на какую осень похожа эта музыка, раннюю или позднюю? (Показ иллюстраций, отображающих позднюю осень)
-На позднюю.
-Да, эта пьеса грустная, она похожа на позднюю осень, когда деревья сбросили свою листву.
Это поздняя осень : серая, печальная, тоскливая.
Посмотрите в кармашки на стульчиках, что там спрятано?
-Листочек.
-А зачем он нам нужен?
-Чтобы играть на нём в оркестре.
-Я предлагаю вам вспомнить, как мы можем играть на листочках. (Показ приёмов игры)
Сейчас я предлагаю вам взять в руки листочки и подыграть музыке, изображая серую, грустную картину осеннего дождя.
Дети оркеструют пьесу.
-Как красиво шуршали ваши листочки, музыка стала ещё более живой.
Пение
Распевание «Капельки»
Муз. и сл. А. Евтодьевой «Вот и осень к нам пришла» 1) Учить чисто интонировать ч5;
2) Подготовить мышцы речевого аппарата;
3) Воспитывать музыкальную отзывчивость.
1) Закреплять знание текста песни;
2) Побуждать сохранять во время пения правильную осанку – сидя или стоя.
3) Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. I. Словесный (беседа);
II. Наглядный метод (Слуховая наглядность)
III. Метод практической деятельности
Воспитатель исполняет песню вместе с детьми. -Ребята, теперь мы с вами знаем, что осень бывает разная : хмурая, печальная, тоскливая, серая – это поздняя осень. А ещё бывает яркая, пёстрая, разноцветная – это ранняя осень (посмотрите на экран). Я предлагаю вам вспомнить задорную песенку про яркую, пёструю осень. Нам нужно подготовить голосок к пению, разогреть его.
А сейчас, когда мы распелись, мы звонко, весело, задорно исполним уже знакомую песню об осени. Не забываем о том, как мы открываем рот, слушаем друг друга, не кричим.
Дети встают около стульчиков, исполняют песню.
МРД
Эстрадный танец
«Виноватая тучка» Муз. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин
1) Закреплять танцевальные движения;
2) Побуждать двигаться в соответствии с образами, соблюдать расстояния;
3) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. I. Наглядный метод (Слуховая наглядность);
II. Словесный (Беседа)
III. Наглядный метод (Зрительная наглядность)
IV. Игровой
V. Повторение, имитация;
VI. Метод практической деятельности
Воспитатель помогает детям надеть элементы костюма Звучит шум дождя.
-Ой, ребята, что это за шум?
-Это дождик.
-Кажется, поздняя осень вновь напоминает нам о себе, хочет огорчить нас хмурыми тучами. (Посмотрите на экран, какая злая неприветливая туча)
Сейчас мы с вами будем волшебниками и попробуем развеселить тучку.
Я предлагаю вам вспомнить танец «Злая тучка», кто сегодня будет злой Тучкой? Даша, выходи на середину, ребята, вставайте на танец врассыпную.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
-Посмотрите, наша тучка стала доброй (обратить внимание детей на экран! Вы настоящие волшебники! Молодцы, ребята!
Рефлексия 1) Закрепить представления о ранней и поздней осени;
2) Повышать активность припоминания содержания видов музыкальной деятельности;
3) Воспитывать умение активно взаимодействовать со взрослыми и детьми.
I. Словесный (Беседа)
II. Метод практической деятельности. Ребята, сегодня мы с вами узнали, что осень бывает разная, какая?
- Осень бывает ранней и поздней.
-Молодцы! Ранняя осень яркая, а поздняя – тоскливая, печальная. Вы сегодня молодцы, и я предлагаю вам понаблюдать за поздней осенью во время прогулки.
Муз. прощание «До свидания» – V-VI-V-III-I.