МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»

Людмила Мурашова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 36

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Осеннее путешествие»

Мурашова Людмила Николаевна

Г. Тюмень 2019г

Цель: Обогащение словарного запаса и представления детей об осени и осенних явлениях природы.

Задачи:

Упражнять в описании времени года при помощи мнемотаблицы;

Учить отвечать на вопросы полным предложением;

Учить подбирать слова-действия;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Осеннее путешествие“» размещена в разделах

Закреплять умения детей подбирать синонимы к словам;

Развивать речевую и познавательную активность детей;

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Тип занятия: занятие по закреплению и систематизации знаний

Форма занятия: совместная деятельность

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

Оборудование и материалы: мнемотаблицы, аудио, компьютер, презентация

Предварительная подготовка : Рассматривание альбома «Осень», «Назови ласково». Беседы о временах года. Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени. Чтение художественной литературы о осени.

Методы и приемы работы с детьми:

Структура занятия:

Этап занятия Содержание Время

Организационный момент приветствие 2 мин

Основная часть беседа о времени года и изменениях в природе 25 мин

рассматривание мнемотаблицы,

составление рассказа

называние детьми пословиц, поговорок, примет о Осени

Заключительная часть Обобщение воспитателя, анализ занятия 3 мин

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.

Приветствие «Колокольчик»

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например,

– Здравствуй, Машенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

Воспитатель: Молодцы, поприветствовали друг друга, а теперь ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

Воспитатель: Ребята, что ответил папа?

(Это осень, друг.) Н. Антонова

Основная часть:

Воспитатель - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.

- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)

Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.

(дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения, воспитатель вывешивает картину «Осень»).

- Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами)

- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох? Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).

- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш), а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш, но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш, а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в осенний лес и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Воспитатель включает проектор. Беседа по слайдам.

Воспитатель: Какое время года изображено на экране?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

А почему же они улетают?

Включается слайд «Осенняя полянка»

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру «Осенние слова»

Воспитатель:

Осень какая?

• Настроение какое?

• Листья какие?

• Небо какое?

• Солнце Какое?

• Тучи какие? И т. д.

Воспитатель: Ребята вы хорошо отвечали, а теперь проходите на свои места.

Воспитатель: А сейчас ребята мы расскажите об осени по таблице.

На экране появляется мнемотаблица. (Приложение 1)

Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Воспитатель: Давайте вместе составим рассказ об осени.

Осень.

Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет, все чаще идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стайки и улетают в теплые края. Насекомые прячутся до весны. С наступлением холодов люди одеваются теплее. Осенью мы собираем урожай и делаем запасы на зиму, за это и зовут ее кормилицей.

Первичное восприятие прочитанного:

- Кто пришел к нам в гости? - Какими становятся деревья?- Что люди делают осенью? –Как еще называют осень?

Составление мнемодорожки.

Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.

-Вам понравилась составлять рассказы? При помощи чего вы составляли рассказ? (мнемотаблицы).

Дети выходят по очереди, и составляют рассказ по мнемотаблице отвечая на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и представим, что мы превратились в осенние листочки.

Физминутка:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: Ребята вы отдохнули, а теперь проходите на свои места.

На экране поочередно включаются слайды с осенними месяцами.

Беседа об осенних месяцах.

Воспитатель: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

Воспитатель: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

Воспитатель: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)

-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью :

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Воспитатель: Сейчас ребята я предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие».

Лист (Что делает).

Птицы (Что делают)

Ветер (Что делает)

Звери (Что делают)

Дождь (Что делает)

Воспитатель: Хорошо подобрали слова действия, а теперь встаньте в круг, я буду вам говорить слово и бросать мячик, а вы в ответ должны сказать это слово ласково и бросить мяч мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

ветер - ветерок, белка - белочка, ветка - веточка, куст - кустик, лиса -лисичка, холод – холодок, снег – снежок, елка – елочка, туча - тучка, облако- облачко, дождь – дождик и т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы, а теперь давайте вспомним пословицы, поговорки и приметы о осени.

Примерные ответы детей:

Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету.

Весна и осень - всё на дню погод восемь.

Вешний дождь растит, а осенний гноит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.

Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.

Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много примет, поговорок, пословиц. Перечислили много признаков осени. Составляли рассказы об осени по таблице. Поиграли в игры. Что вам понравилось больше всего? Что давалось с трудом?

А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат раскраски, с изображением осеннех листиков, но они бесцветные, я предлагаю вам раскрасить их во все цвета осени.

Литература: Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам»

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду»

Г. В. Морозова «Ознакомление с окружающим миром»

Л. Т. Селиханова «Ознакомление с окружающим миром» (Конспекты комплексных занятий)

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Приложение 1

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цели: - формировать умение.

«Путешествие на планету Грамотея». Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе«Путешествие на планету Грамотея». Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на планету Грамотея». Цель: закрепить и обобщить знания и умения детей полученные за учебный год. Задачи: 1. Развивать познавательный.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Морское путешествие» Ход занятия 1. Организационный момент. (Дети заходят в группу и встают полукругом) Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Мыльное» путешествие» Цель: актуализировать знания детей по теме «Средства гигиены» Задачи: - познакомить детей с историей мыла, его свойствами, разновидностями,.

«Путешествие в сказку». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Цели: закрепить знания детей о сказках и сказочных героях. развивать стремление к точному словоупотреблению; воспитывать умения сотрудничать.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Закрепление знаний детей о русских.

Конспект занятия НОД по развитию речи «Путешествие в Африку» в подготовительной группе Береснева Любовь Ивановна. Конспект занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в Африку». Государственное.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие с цветиком-семицветиком» в подготовительной группе Задачи: продолжать учить детей проводить ЗАС, состоящих из 5 звуков, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Учить вычленять.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Цели: Обучать детей пересказу сказки, учить детей отвечать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие» Занятие по развитию речи в подготовительной группе Цель: обогащение речевого творчества. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 21:55
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мурашова (УИ 2004310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД