Людмила Мурашова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 36
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Осеннее путешествие»
Мурашова Людмила Николаевна
Г. Тюмень 2019г
Цель: Обогащение словарного запаса и представления детей об осени и осенних явлениях природы.
Задачи:
Упражнять в описании времени года при помощи мнемотаблицы;
Учить отвечать на вопросы полным предложением;
Учить подбирать слова-действия;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Осеннее путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закреплять умения детей подбирать синонимы к словам;
Развивать речевую и познавательную активность детей;
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Тип занятия: занятие по закреплению и систематизации знаний
Форма занятия: совместная деятельность
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Оборудование и материалы: мнемотаблицы, аудио, компьютер, презентация
Предварительная подготовка : Рассматривание альбома «Осень», «Назови ласково». Беседы о временах года. Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени. Чтение художественной литературы о осени.
Методы и приемы работы с детьми:
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент приветствие 2 мин
Основная часть беседа о времени года и изменениях в природе 25 мин
рассматривание мнемотаблицы,
составление рассказа
называние детьми пословиц, поговорок, примет о Осени
Заключительная часть Обобщение воспитателя, анализ занятия 3 мин
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
Приветствие «Колокольчик»
Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например,
– Здравствуй, Машенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
Воспитатель: Молодцы, поприветствовали друг друга, а теперь ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
Воспитатель: Ребята, что ответил папа?
(Это осень, друг.) Н. Антонова
Основная часть:
Воспитатель - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.
- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)
Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.
(дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения, воспитатель вывешивает картину «Осень»).
- Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами)
- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох? Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).
- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш), а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш, но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш, а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в осенний лес и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.
Воспитатель включает проектор. Беседа по слайдам.
Воспитатель: Какое время года изображено на экране?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
А почему же они улетают?
Включается слайд «Осенняя полянка»
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру «Осенние слова»
Воспитатель:
• Осень какая?
• Настроение какое?
• Листья какие?
• Небо какое?
• Солнце Какое?
• Тучи какие? И т. д.
Воспитатель: Ребята вы хорошо отвечали, а теперь проходите на свои места.
Воспитатель: А сейчас ребята мы расскажите об осени по таблице.
На экране появляется мнемотаблица. (Приложение 1)
Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
Воспитатель: Давайте вместе составим рассказ об осени.
Осень.
Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет, все чаще идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стайки и улетают в теплые края. Насекомые прячутся до весны. С наступлением холодов люди одеваются теплее. Осенью мы собираем урожай и делаем запасы на зиму, за это и зовут ее кормилицей.
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к нам в гости? - Какими становятся деревья?- Что люди делают осенью? –Как еще называют осень?
Составление мнемодорожки.
Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
-Вам понравилась составлять рассказы? При помощи чего вы составляли рассказ? (мнемотаблицы).
Дети выходят по очереди, и составляют рассказ по мнемотаблице отвечая на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и представим, что мы превратились в осенние листочки.
Физминутка:
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: Ребята вы отдохнули, а теперь проходите на свои места.
На экране поочередно включаются слайды с осенними месяцами.
Беседа об осенних месяцах.
Воспитатель: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
Воспитатель: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).
-И получилось какое слово? (листобой)
-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)
-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.
Воспитатель: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)
-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.
-Какое знакомое слово слышится? (Зима).
-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью :
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: Сейчас ребята я предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие».
Лист (Что делает).
Птицы (Что делают)
Ветер (Что делает)
Звери (Что делают)
Дождь (Что делает)
Воспитатель: Хорошо подобрали слова действия, а теперь встаньте в круг, я буду вам говорить слово и бросать мячик, а вы в ответ должны сказать это слово ласково и бросить мяч мне!
Дидактическая игра "Назови ласково"
ветер - ветерок, белка - белочка, ветка - веточка, куст - кустик, лиса -лисичка, холод – холодок, снег – снежок, елка – елочка, туча - тучка, облако- облачко, дождь – дождик и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы, а теперь давайте вспомним пословицы, поговорки и приметы о осени.
Примерные ответы детей:
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Заключительная часть
Воспитатель : Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много примет, поговорок, пословиц. Перечислили много признаков осени. Составляли рассказы об осени по таблице. Поиграли в игры. Что вам понравилось больше всего? Что давалось с трудом?
А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат раскраски, с изображением осеннех листиков, но они бесцветные, я предлагаю вам раскрасить их во все цвета осени.
Литература: Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам»
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду»
Г. В. Морозова «Ознакомление с окружающим миром»
Л. Т. Селиханова «Ознакомление с окружающим миром» (Конспекты комплексных занятий)
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
Приложение 1