Климычева Марина Владимировна
Организация совместной деятельности воспитателя с детьми в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению? Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, любознательный, интересующийся жизнью. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» — не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.
Публикация «Организация совместной деятельности воспитателя с детьми в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальной проблемой является обеспечение равных стартовых возможностей для детей с тяжелыми нарушениями речи при поступлении в школу. Эта проблема в нашем учреждении решается с помощью тщательно продуманной системы планирования образовательной деятельности
Успех корекционно-образовательной работы определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие всех специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Основные направления коррекционной работы воспитателя :
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу.
Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; это деятельность отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением, именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Для оптимизации планирования в группе должны быть ритуалы (на каждый день).
Перечислим основные :
индивидуальный диалог с каждым ребенком;
совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
чтение или рассказывание;
дидактические упражнения, развивающие игры;
творческие игры;
наблюдения (в группе, на воздухе);
психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
труд (различные виды);
художественно-продуктивная деятельность;
музыка;
познавательная пятиминутка
артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой);
пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.
Такая модель планирования совместной деятельности взрослого и ребенка позволяет педагогам:
во-первых, не упустить основных доминант в работе с ребятами,
во-вторых, помогает планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.
Совместную деятельность взрослых и детей необходимо проводить согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Утро — это спокойный режимный момент. Основная задача в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Считаем важным провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности по заданию учителя-логопеда. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, указываю конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
игровую деятельность,
беседы с детьми,
рассматривание предметов и иллюстраций,
короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Планируем на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные лексические темы и темы, возникшие по инициативе детей.
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка даёт разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности. В процессе наблюдения проговариваются погодные условия, особенности времени года, выполняются задания учителя-логопеда (например, повторить части дерева, обращается внимание детей на те или иные изменения, проводятся игры по тематике. При организации любых видов наблюдений используем художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.
Особое внимание надо обращать на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.
Планирование работы по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышает двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, необходимо предусмотреть индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Сюжетно-ролевые игры. Организовать игры на бытовые, производственные темы; на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
реходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Работа по развитию движений рук проводится регулярно, ведь только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания приносят ребенку радость. Эти упражнения проводятся в соответствии с временем года, погодными условиями, индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
«Угадай на ощупь».
Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
Скрепление деталей разнообразными способами.
Мозаики из различных материалов, пазлы.
Игры с водой, с песком.
Работа с «печатками» разнообразных форм.
Рисование под проговаривание текста.
Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
Игры с веревочкой.
Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые. Планируя объем и содержание трудовой деятельности, наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе мы предусматриваем знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, способами организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитываем время года.
Организация совместной деятельности с детьми во второй половине дня
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планируем и трудовую деятельность детей :
уборку групповой комнаты;
ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
устраиваем различные зрелищные мероприятия, развлечения:
кукольный, настольный, теневой театры;
концерты;
спортивные, музыкальные и литературные досуги;
слушание аудиокассет, просмотр мультфильмов, познавательных фильмов и многое другое.
В этот период времени планируем работу музыкально-эстетического цикла, работу по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей в режим включено ежедневное художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится логопедический час по заданию учителя-логопеда.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Виды совместной деятельности детей и воспитателя, организуемые в группе для детей 6-7 лет :
Передвижные выставки, экскурсии.
Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
Подвижные игры со звукоподражаниями.
Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
Беседы.
Викторины, конкурсы с речевым материалом.
Игры с природным материалом.
Продуктивные виды деятельности : рисунки, аппликации и другое.
Игры-эксперименты ( Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).
Схема развития любого вида деятельности такова : деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.
Выполняемые нами требования к совместной партнерской деятельности взрослого с детьми :
– добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);
– свободное общение и перемещение детей;
– педагогическая поддержка.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться как на проводимые режимные моменты, так и на всю образовательную деятельность.
Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности педагогу приходится не формальным авторитетом взрослого, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.
Важным условием успешности в организации любой деятельности с детьми является развивающая предметно-пространственная среда.
В своих играх дети воспроизводят знакомые сюжеты, активизируют словарь, мышление, тренируют память и воображение, совершенствуют коммуникативные навыки.
В ходе режимных моментов воспитатель интересуется эмоциональным состоянием ребенка, что немаловажно для развития компонентов родного языка, а также психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. В группе созданы условия для различной деятельности детей : индивидуальной, подгрупповой, групповой, совместно с воспитателем. Содержание игр позволяет ребенку самостоятельно закрепить ту или иную тему, активизировать словарь, развивать мелкую моторику, мышление, память, внимание. Совместные с педагогом игры обретают речевую направленность, помогают закреплять звукопроизношение ребенка.
Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы стремимся дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства. Деятельность всего педагогического коллектива подтверждает хороший потенциал созданных условий и средств в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.