Анастасия Витальевна Русских
Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Управление образования города Ачинска
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №25”.
3. МБДОУ “Д / с№25”
4. Русских Анастасия Витальевна - воспитатель 1КК
5.1 Название методической раработки “ Организация системы работы по сеснсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ”.
Публикация «Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
5.2 Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, а так же предметов домашнего обихода. Он знакомится, и с произведениями искусства - музыкой, живописью. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать. Складывается мыслительная деятельность: способность к обобщению, к переносу приобретенного опыта из одних условий в другие. Наиболее интенсивно развивается восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета (большой — маленький, круглое, треугольное, квадратное) и функции (катится, стоит).
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
5.4 Начиная работу в группе раннего возраста, я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей. У детей возникали трудности с выполнением заданий, упражнений в повседневной деятельности в группе. Для определения уровня сенсорного развития детей и выстраивания системы работы, мною была выбранна диагностика разработанная Печорой К. Л “Сеснсорное развитие детей от 1 года 3 мес до 3 лет”(рис. 1). Основными критериями которой являются:
форма - Ориентируется в 4 контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма (в 3 см);
величина - Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов с разницей в 3 см, Ориентируется в 3 контрастных величинах с разницей в 3 см.
цвет - Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор по образцу однородных парных предметов – варежки).
Рисунок 1.
Полученные данные позволили сделать мне вывод, что из 13 детей : только 23% могут определить форму предмета при помощи воспитателя, 76% процентов несмогли справиться с задачей, а показатели высокого уровня отсутствуют. Следующим критерием сенсорного развития детей раннего возраста, было задание по определению велечины предмета, с этим заданием справились и показали высокий уровень развития 69 %, средний уровень составил 23% и низкий 7% от общего колличества детей ы группе. Показатели по определению цвета, так же говорят о давольно низких показателях в развитии сенсорики, низкий уровень составил 84%, средний 15%, а высокий отсутствует.
Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей. Особо хочу подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяются не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому всю свою работу я веду в тесной связи с родителями.
Для выявления уровня понимания родителями понятия сенсорное развитие и его роли в общем развитии детей, мною было проведенно анкетирование “Сенсорное развитие детей раннего возраста”, которое включало в себя такие вопросы как:
Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка :
да;
нет.
Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в раннем возрасте :
считаю нужным;
не считаю нужным.
Есть ли у вас дома дидактические игры по сенсорному воспитанию :
да;
нет.
Готовы ли вы посещать мастер классы по данной теме
да;
нет.
В результате анализа анкеты (рис. 2) я выяснила, что 76% из общего колличества родителей (13 человек) не имеют представление о сенсорном развитии и воспитании ребенка. Но все родители отметили, что считают важной данную тему и готовы посещать творческие мастерские по этой теме. Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.
На основе выше изложенных фактов мною была разработанна тематическая программа сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.
Задачи рабочей программы
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей от 1, 5 до 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, количестве и положении в пространстве.
3. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Основными педагогическими ценностями для реализации программы стали:
- Человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный ее развить, сотрудничая с ней, социально защитить его личности, помочь и поддержать его индивидуальность, творческий потенциал;
- Духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, который направлен на формирование личности ребенка;
- Практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии;
- Личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Так как, ценностные основы педагогической деятельности воспитателя является базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.
Данная практика может применяется педагогами дошкольной образовательной организации как в группах раннего возраста, так и педагогами выпускных подготовительных групп. Оригинальность данной программы, заключается в использование игровой технологии, а так же методов, форм (рис. 3) при разработке деятельности по сенсорному развитию, которыми могут пользоваться родители в домашних словиях.
Рисунок 3.
С детьми в своей группе я, провожу развитие познавательной деятельности, в игровой форме, через игровой материал познавательное развитие детей протекает незаметно, в практической деятельности. Дети с интересом принимают участие в играх, игровых занятий, застенчивые, малоактивные дети через игру начинают активно действовать с предметами, проявляют эмоционально свою радость достигнутых результатов, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком.
В своей работе применяю игровые упражнения, для которых необходим разнообразный демонстрационный, раздаточный и др. материал, поэтому весь материал, который используется детьми, хранится в специально отведенном для них месте и доступен в любое время. Материал ежегодно обновляется и пополняется.
В рамках сенсорного развития детей знакомлю их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также провожу работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов:
Знакомство с цветом -“Цветная вода”, “Цветные кубики”, “Ниточки для шариков”, “Бегите ко мне!”, “Разложи по коробочкам”, “Разноцветные палочки”, “Построим башню”, “Наряжаем кукол”, “Четвертый лишний” и др.)
Знакомство с геометрическими формами - “Разложи фигуры по местам!”, “Веселый поезд”, “Катится – не катится”, “Фигуры играют в прятки”, “Найди лишнюю фигуру”, “Найди такую же фигуру”, “Башни” и др.
Знакомство с величиной - “Спрячь в ладошке!”, “Накрой платком!”, “Две коробки”, “Вкладыши и башенки”, “Пирамидки”, “Две коробки”, “Где мое место”, “Два поезда” и др.
Количество - “Зайцы и лиса”, “Песочница”, “Грибы на поляне”, “Собираем шишки”, “Наполни кувшин”, “Картинки”, и др.
Пространство - “Тут и там”, “Вверх и вниз”, “Построй, как я”, “Где же мишка”, “Прячьтесь в домик”, “Возьми в руку” и др.
В свободной деятельности с детьми организовываю упражнения, для которых использую игровое оборудование, изготовленное из бросового и природного материала, направленные на поисково-исследовательскую деятельность: прищепки, камешки, разные виды макарон, пробки от пластиковых бутылок, клубки ниток и т. д.
В работе с родителями использую разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома» : практикумы (октябрь- практикум изготовления игр по сенсорному развитию из бросового материала, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, дни открытых дверей, онлан занятия. (рис. 4)
Рисунок 4
С целью устранения неинформированности в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Развитие сенсорных способностей у ребенка в детском саду и дома». В информационном центре для родителей постоянно размещались консультационные материалы: "Что такое сенсорика?", «Зачем развивать сенсорные способности у детей?», "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста", "Игры по сенсорному развитию в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей". На стенде размещались информационные листы «Учись, играя», «Вместе с мамой», «Игрушки своими руками». Проведен ряд онлайн рекомендаций по запросу родителей, мастер - класс по изготовлению игр своими руками.
Была организована тематическая фотовыставка «Вот какие мы умелые» и «Играем вместе», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах.
Для организации более тесного взаимодействия была проведена консультация педагогов на педагогическом совете.
Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников.
По результам повторного анкетирования проведенного среди родителей, я увидела положительную динамику, которая подчеркнула правильность моего выбор форм и методах работы по взаимодействию с родителям. Важным становиться удержать роль родителей в развитие сенсорного воспитания детей. (рис5)
Рисунок 5.
Для анализа своей деятельности я провела повторную диагностику Печора К. Л., среди детей своей группы с разницей в шесть месяцев. (рис. 6)
Рисунок 6.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.
В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста (любое издание).
4. Герасимова А. С. и др. Программа развития и обучения дошкольника: от 1 до 3 лет. Спб, 2002.
5. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. М., 2000.
6. Игры – занятия с малышами. / А. Н. Фролова, - К., Рад. школа, 2007.
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.
8. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001.
9. Печора К. Л 1995г. Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми.
10. Венгер Л. А., Холмовская В. «Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста».
11. https://ds25ach.ucoz.ru/index/russkikh_a_v/0-125