жанна барышева
Организация системы работы по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
▼ Скачать +Заказ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.
Публикация «Организация системы работы по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём.
Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети моей группы росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является потребность в двигательной активности детей.
1. СИСТЕМА РАБОТЫ :
Начала эту работу с изучения различных современных программ, таких как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, «Я – человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей.
Мною были определены основные направления работы :
Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей. В группе сделана «Тропа здоровья», физкультурная зона, картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр.
Следующей задачей стала организация работы по двигательной активности детей в течение дня. В своей работе я исходила из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.
Поэтому очень важно рационально организовать режим в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараюсь планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.
Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после ночного сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её провожу в различной форме : традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.
На занятиях по физической культуре планирую взаИмосвязь процесса обучения основным видам движений и развития потребности двигательных качеств и способностей детей.
Каждое занятие для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.
У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от-ношения к проявлению своей двигательной активности.
При разработке содержания воспитательных задач обращаю внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.
Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старшей группе является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаю в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием потребности в двигательной активности. Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре программирую оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределяя её с учетом состояния здоровья детей и их физической готовленности, индивидуальных возможностей;
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности провожу динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также провожу физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.
2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды : утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Планируя прогулки, тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей. В игры включаю различные виды движений бег, метание, прыжки и интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки провожу пробежку, например, вокруг здания детского сада, после чего нужно перейти на ходьбу. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДВИГАЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной актив-ности (ДА). Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биоло-гическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаи-мосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.
Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.
Каждое занятие для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической це-лесообразности.
У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от-ношения к проявлению своей двигательной активности.
При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.
Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пони-манием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
• удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
• сформировать навыки в разных видах движений;
• способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
• стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
• создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельно-сти, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Литература:
1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник.
Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для
исследователей и педагогических работников. - М. : Аркти, 2000.
2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста /М. А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. –
С. 10-14.
3. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования
самооценки /М. Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. -
С. 29-33.
4. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет. - М. : Владос, 2001.
5. Кожухова, Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в
дошкольных учреждениях : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.
учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр
Академия, 2002.
6. Корепанова М. В., Харламова Е. В. Диагностика развития и воспитания
дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.
7. Кудрявцев, В. Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления
/дошкольный возраст/. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
8. Литвинова, М. Ф. «Русские народные подвижные игры». - М. : Айри-
Дидактика, 2003.
9. Мартынов, С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто
болеющих детей. - М. : Владос, 2002.
10. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -
М., 2002.
11. Ноткина, Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического
развития детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург:
Детство- Пресс, 2000.
12. Потопчук, А. А., Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для
дошкольников. - С. -Пб. : Речь, 2002.