Приложение МААМ

Организация РППС, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС до

Елена Сухарева
Организация РППС, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

Публикация «Организация РППС, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов об организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

2. Сформировать у педагогов интерес к организации РППС группы, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада.

3. Стимулировать педагогов к поиску организации музыкальной РППС, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Воспитывать интерес к педагогическому поиску для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) предполагает создание условий формирования личности каждого ребенка, поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение возможности выбора детьми видов активности, материалов и участников деятельности.

Одним из видов деятельности дошкольников, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие, является музыкальная деятельность, в совокупности ее разновидностей (пение, музыкально-ритмические движения, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах).

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательная деятельность осуществляется в совокупности компонентов, одним из которых является самостоятельная музыкальная деятельность детей, а решение образовательных задач обеспечивается содержанием создаваемой педагогом предметно-пространственной среды.

Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их музыкальному и эстетическому развитию.

Давайте с Вами немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.

Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Одним из условий самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников является насыщенная предметно-пространственная среда дошкольной организации.

Насыщенная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности в музыкальном воспитании и становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Задачи музыкальной развивающей предметно-пространственной среды:

• Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей).

• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

• Стимулировать развитие творческих способностей.

• Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Согласно ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

• содержательно-насыщенной;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетично-привлекательной.

Основные требования к музыкальным центрам:

• Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.

• Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

• В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными материалами-атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми и пособиями.

• Дети должны иметь право выбора предметов для реализации индивидуальных интересов и потребностей.

• Удобное расположение музыкального центра.

• Расположение предметов развивающей сферы должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.

• Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным действиям в ней.

• Необходимо соблюдение техники безопасности во взаимодействии с предметами развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.

• Развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям (соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка; предметы должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими; необходимо предусматривать, как ребёнок будет играть - сидя или стоя).

Критерии качества музыкальной среды:

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

- восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

- воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой деятельности : к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ; к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на инструментах, а также к творческой импровизации;

- музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

Музыкальную развивающую предметно-пространственную среду, прежде всего, создают для:

• проведение групповых и индивидуальных занятий;

• организации самостоятельной деятельности детей;

• углубление приобретенных знаний;

• формирование музыкальных умений и навыков;

• организации творческого музицирования дошкольников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д.

Дошколята воспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используются самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Музыкальный центр в детском саду должен соответствовать социокультурным особенностям общества, в котором живут дети. В частности, речь идет об обеспечении музыкального центра современными:

• техникой и ее игрушечными аналогами;

• дидактическими, развивающими материалами, побуждающие детей к размышлению и творческих экспериментов.

Кроме того, подбирая для музыкального центра те или иные материалы и музыкальные инструменты, следует учитывать принадлежность детей к определенному этносу, культурной и художественной традиции.

В музыкальных центрах необходимо иметь шумовые музыкальные инструменты. В ходе взаимодействия с ними у ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, позволяют детям понять, откуда и как берутся звуки.

Кроме шумовых инструментов развивающая среда группы обязательно включает в себя инструменты, имеющие «естественный» звук: колокольчики, бубенчики, погремушки, треугольники, бубны, музыкальные молоточки, ложки и другие.

Оригинальные инструменты дублируются изображениями на картинках (для проведения дидактических игр). Помимо озвученных музыкальных инструментов в музыкальном центре выставляются и не озвученные – плоскостные балалайки, гармошки, клавиатура.

Для экспериментирования со звуком также используются озвученные музыкальные игрушки: музыкальные шкатулки, мягкие сюжетные игрушки, музыкальные открытки.

Для закрепления песен, музыкальных произведений для слушания желательны звуковые картинки и фонотека.

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных центрах разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни.

Следует обратить внимание, что музыкальные центры для младших и старших дошкольников отличаются содержанием оборудования.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

Для детей младшей группы должны преобладать музыкальные игрушки, а не инструменты (бубен, барабан, колокольчики, погремушки, а также иллюстрации по сюжетам знакомых песен, игрушечный проигрыватель и пластинки из картона и т. п.

В средней группе можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон, всего не более 3-4 видов.

В музыкальном центре для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов (треугольник, металлофон, ксилофон, трещотки, маракасы, кастаньеты и др., дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом «Наши песни» с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, который постоянно обновляется, музыкальная лесенка и прочее.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо в течении года игрушки и пособия в музыкальном центре заменять, убирать и вновь возвращать, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать. А также вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

Обязательной составляющей предметно-развивающей среды является наличие музыкально-дидактических игр, которые рекомендованы программой и соответствуют возрастным возможностям детей. Игры и пособия, составляющие музыкальные центры меняются и дополняются в соответствии с планом образовательной работы.

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, листиков и другое. Слушая музыку, импровизируя музыкально - ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные свойства предмета.

Для обыгрывания песен, организации различных музыкально - дидактических игр, необходимо наличие разнообразных детских и театральных игрушек: кукол, зверушек, персонажей известных мультфильмов и другое.

Особое место в обогащении слухового опыта детей играет детский игровой фольклор: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, игровые песенные припевы, хороводы.

Желательно, в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных танцевальных мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, попеть или просто поиграть.

В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

Воспитатели и музыкальные руководители должны постоянно следить за тем, чтобы использование детьми музыкального центра было как можно эффективнее, проводить его оценки. Кроме того, необходимо уделять особое внимание качеству и чистоте звучания музыкальных инструментов.

Таким образом, музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Музыкальный центр – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный центр поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном центре, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Публикации по теме:

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время годаВзаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования,является взаимодействие детского.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» – В. А. Сухомлинский Сумасшедший.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть I «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский С введением федерального.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IIIВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть III «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Тот, кому удается создать такую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация РППС, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 07:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация РППС, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сухарева (УИ 428884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД