ТАНЯ ДУБИНА
Организация развивающей стены как способ в развитии самостоятельности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Поэтому в старшей группе мы решили оформить развивающую стену, направленную на ознакомление детей с картой России, с родной страной. Изготовили игры и пособия по всем образовательным областям, используя при этом самый разнообразный материал.
Публикация «Организация развивающей стены как способ в развитии самостоятельности детей 5–6 лет» размещена в разделах
Сюда вошли пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, игры, где дети могут познакомиться внешним видом, традициями, культурой и бытом народов России, стихи о России, сказки народов России; иллюстрационный и дидактический материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России (север, юг, с природными зонами (степи, горы, леса). Игры и пособия являются неотъемлемой частью развивающей стены, хранятся в оборудованных для них полочках и всегда доступны детям.
Дети самостоятельно используют весь материал, несут ответственность за их использование, хранение. Одновременно дети учатся бережному отношению к материалам, учатся ценить труд других людей, так как видели как на их глазах просто картинки превращались в интересные игры, некоторые дети сами принимали участие в их изготовлении (вырезали, помогали наклеивать, оказывали посильную помощь в изготовлении атрибутов к играм и пособиям).
На идею оформить развивающую стену именно по ознакомлению с картой России нас направили сами дети. Многие дети летом отдыхали на море, делились своими впечатлениями о поездках и обращались к воспитателям с просьбой показать, где именно они отдыхали. Мы разместили карту России и работа закипела.
Начали мы с детьми с того, что показали на карте где море, закрепили часть света ЮГ, беседы проходили в непринужденной обстановке, дети рассказывали, на каком виде транспорта они ездили, как можно еще добраться к югу: поездом, самолетом, автобусом, пароходом. Что видели, какие места проезжали. После проведенной беседы пришла идея изготовить добавить к развивающей стене мобиль - путешественник. Мобиль оснастили видами транспорта, природными зонами, разместили фото приморских городов и фотографии детей. Когда мобиль был готов дети самостоятельно могли с ним работать, рассказывали об отдыхе не только своим друзьям, но и тем взрослым, которые заходили к нам в группу, заводили своих родителей и им повторяли маршрут путешествия. Дети так ловко научились работать с мобилем, что обходятся без помощи воспитателя, все делают самостоятельно.
В гости к детям приходит домовенок Кузя, который может давать детям задание. Так с дидактическим пособием «Звуковые часы» домовенок Кузя дает детям задание найти гласный звук в слове, определить его место, выделить звук голосом.
Причем проиграв игру один раз с воспитателем дети, в последствие, самостоятельно применяют ее на развивающей стене, дают друг другу задания, сами работают, организуют сюжетную игру «Школа».
Так же дети знакомятся с коренными жителями, населяющими нашу страну, их национальными костюмами. Одежда - одно из ярких проявлений уникальности народа, его привычек и предпочтений. Знакомство с костюмами разных народов перед ребенком открывает двери великих культур. Дошкольники узнают, как велика наша страна, какие интересные народы ее населяют, знакомятся с культурой и историей народов, учатся понимать и уважать людей других национальностей. Мы предложили детям игру «Народы России», в которой они должны выбрать народ, его жилище и столицу – главный город их региона. Изучая Россию, мы познакомимся с представителями разных народов, проживающих на территории России.
Продолжаем знакомить детей с картой России. На карте видны природные зоны (степи, леса, горы).
Мы рассмотрели иллюстрации с изображением природы России, дали представление о том, что все может располагаться на очень большой территории, чтоб вызвать чувство восхищения красотой природы своей страны. С помощью дидактической игры «Животные России» дети закрепляют знания о многообразии животного мира России, о среде их обитания. На карте могут расселить животных по местам их обитания, находят взаимосвязь окраски животных с местами их обитание. Например, у животных севера окрас преимущественно белый, у животных степей – коричневый, песочный.
Изготовили следующие игры:
«Хоровод дружбы», где познакомим детей с картой Российской Федерации. Обращаем внимание на то, что Россия – страна большая и богатая; глядя на карту можно рассказать о природе страны и её богатствах.
«Угадай, откуда я приехал» - игра на закрепления знаний детей о разных народах, местах их компактного проживания.
Игра «Города России»- направлена на расширение знаний о городах нашей страны, о достопримечательностях этих городов.
Картотека игр будет постоянно пополняться новыми играми, демонстрационным материалом, заданиями.
Если в ходе работы на развивающей стене дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что наша поставленная цель достигнута.
Хочу сказать, что развивающая стена неоценимый помощник в нашей работе с детьми. Быть может наш опыт поможет вам в вашей практической деятельности.