Верендякина Ольга Анатольевна
Организация развивающей предметно-пространственной среды с элементами экономического образования и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Экономика – это все, что нас окружает.
В. Никифоров
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний
Экономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характер.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды с элементами экономического образования и воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает деловые качества личности, помогает ориентироваться в происходящем. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Основными пособиями для реализации экономического воспитания служат методические издания А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику», М. М. Ворониной «Школа юного экономиста», Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», А. А. Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Л. В. Кнышовой «Как Гном стал бизнесменом». Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается. Обогащению впечатлений по экономическому развитию, способствует создание в группе «Центра экономики», способствующего погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.
«Центр экономики» может содержать: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модели на данную тему (например, «Семейный бюджет», «Расходы семьи», лэпбуков («Откуда берутся деньги?») постоянно обновляющиеся иллюстрации, картинки (например, «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию!», варианты вывесок, рекламные газеты, красочные рекламные листки, газетные объявления, буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, карта города с местонахождением заводов (фабрик, альбомы (например, «купюры и монеты разных стран», настольно-печатные игры, а также книжные выставки и пр…
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Булочная», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К сюжетно-ролевым играм вносится кассовый аппарат, готовятся чеки и деньги. Оформляется картотека или словарь экономических понятий, которые регулярно пополняются по мере изучения материала. Это позволит сформировать словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Дороже-дешевле» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В сюжетно-ролевых и дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Развивающая среда может содержать следующие настольно-печатные игры по экономике : «Найди евро», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Чтение художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей, и позволяет по-новому взглянуть на известные сюжеты. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Поэтому очень хорошо иметь книги с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Федорино горе» и «Муха-цокотуха» К. Чуковского, английская народная сказка «Три поросенка», русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», «Колобок», «Морозко»; сказки в стихах «Волшебное кольцо», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева; «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. В сказке «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т. д. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям
Работа с детьми в «Центре экономики», несомненно позволит расширить экономический кругозор, уточнить имеющиеся представления, поможет знакомить с новыми престижными профессиями, понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, научит разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Литература
1. Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
2. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
3. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. -М. ,Вентана-Графт., 2015