Никитина Светлана
Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста
Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Теремок»
«Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста».
Подготовила воспитатель
Никитина С. А.
2022г
Публикация «Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом; пространстве и времени, о малой родине и Отечестве, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В моей группе имеются центры, влияющие на познавательное развитие детей, некоторые из них я вам сейчас представлю.
Центр природы.
В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры.
В уголке природы имеется дидактический материал для познания окружающего мира. Дети наблюдают признаки природных изменений свойственных тому или иному времени года.
Также в уголке имеются различные дидактические игры : например, "Круглый год", "Где чей домик?" «Где чей малыш, "Времена года", и многие другие. Разнообразные наглядно - дидактические пособия : "Овощи", "Фрукты"," Что растёт на грядке». "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года. Так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов.
Ежегодно весной создаем огород на окошке. Наблюдаем за ростом растений: как растет лук, рассматриваем различные семена (горох, бобы,учимся ухаживать за растениями.

Центр песка и воды
Цель центра: снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой. Развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт. (песок мы заменяем манной крупой). Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.
Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.


Центр сенсорики
Развитие интереса детей, любознательность, познавательную мотивацию, творческую активность. Развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей в группе имеются игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка. Это дидактические игры на развитие мелкой моторики, логического мышления; а так же дидактические пособия, наглядные материалы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром.
В уголке имеются шнуровки, мозайка, чудесные мешочки. Разрезные картинки: геометрические фигуры. Игры с прищепками обогащают сенсорный опыт детей, развивают мелкую моторику пальцев.
Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти. Такое разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.


Центр изобразительной деятельности
Развивать интерес к изобразительной деятельности, познавательной мотивации, любознательности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры.



Центр конструирования
Конструирование-это игра не только увлекательна но и полезна. Дети очень любят создавать постройки из модулей, конструкторов. Строительные игры приносят большую пользу, развивая малыша. У детей развиваются творческие способности, мышление, усидчивость, терпение, а также мелкая моторика. В уголке имеются различные виды конструкторов.


Центр театра
В театральной зоне сказки представлены в разной подаче для детей. Это пальчиковый театр, кукольный театр, театр на палочках; настольный театр; куклы Би-Ба-Бо; сказка на стаканчиках. Театральная игра способствует развитию внимания, вызывает яркие эмоции, формирует связную речь.
Содержание данного уголка позволяет формировать начальные навыки ролевого поведения и связывать сюжетные действия с ролью.

Центр книги
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. В книжном уголке имеется художественная литература соответственно возрасту и тематике;
книжки-малышки;
-сказки
-серии сюжетных картинок;

Центр безопасности дорожного движения
интересен мальчикам и девочкам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, дорожные знаки, дидактические игры.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют познавательному, интеллектуальному развитию воспитанников.