Никитина Светлана
Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Теремок»
«Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста».
Подготовила воспитатель
Никитина С. А.
2022г
Публикация «Организация развивающего пространства как средства формирования познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом; пространстве и времени, о малой родине и Отечестве, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В моей группе имеются центры, влияющие на познавательное развитие детей, некоторые из них я вам сейчас представлю.
Центр природы.
В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры.
В уголке природы имеется дидактический материал для познания окружающего мира. Дети наблюдают признаки природных изменений свойственных тому или иному времени года.
Также в уголке имеются различные дидактические игры : например, "Круглый год", "Где чей домик?" «Где чей малыш, "Времена года", и многие другие. Разнообразные наглядно - дидактические пособия : "Овощи", "Фрукты"," Что растёт на грядке». "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года. Так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов.
Ежегодно весной создаем огород на окошке. Наблюдаем за ростом растений: как растет лук, рассматриваем различные семена (горох, бобы,учимся ухаживать за растениями.
Центр песка и воды
Цель центра: снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой. Развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт. (песок мы заменяем манной крупой). Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.
Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.
Центр сенсорики
Развитие интереса детей, любознательность, познавательную мотивацию, творческую активность. Развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей в группе имеются игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка. Это дидактические игры на развитие мелкой моторики, логического мышления; а так же дидактические пособия, наглядные материалы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром.
В уголке имеются шнуровки, мозайка, чудесные мешочки. Разрезные картинки: геометрические фигуры. Игры с прищепками обогащают сенсорный опыт детей, развивают мелкую моторику пальцев.
Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти. Такое разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.
Центр изобразительной деятельности
Развивать интерес к изобразительной деятельности, познавательной мотивации, любознательности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры.
Центр конструирования
Конструирование-это игра не только увлекательна но и полезна. Дети очень любят создавать постройки из модулей, конструкторов. Строительные игры приносят большую пользу, развивая малыша. У детей развиваются творческие способности, мышление, усидчивость, терпение, а также мелкая моторика. В уголке имеются различные виды конструкторов.
Центр театра
В театральной зоне сказки представлены в разной подаче для детей. Это пальчиковый театр, кукольный театр, театр на палочках; настольный театр; куклы Би-Ба-Бо; сказка на стаканчиках. Театральная игра способствует развитию внимания, вызывает яркие эмоции, формирует связную речь.
Содержание данного уголка позволяет формировать начальные навыки ролевого поведения и связывать сюжетные действия с ролью.
Центр книги
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. В книжном уголке имеется художественная литература соответственно возрасту и тематике;
книжки-малышки;
-сказки
-серии сюжетных картинок;
Центр безопасности дорожного движения
интересен мальчикам и девочкам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, дорожные знаки, дидактические игры.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют познавательному, интеллектуальному развитию воспитанников.