Елена Иноземцева
Организация работы экологического мини-музея в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Для реализации педагогической технологии «Музейная педагогика» в детском саду, обогащения предметно-развивающей среды, воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы мы создали экологический мини-музей. Практическая значимость мини-музея заключается в возможности применения его в повседневной практике.
Публикация «Организация работы экологического мини-музея в детском саду» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель создания экологического мини-музея – обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями, формирование экологических знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста через развитие эколого-развивающей среды и восприятие с окружающим миром.
Наш мини-музей осуществляет следующие педагогические функции:
- образовательная: развитие восприятия, усвоение информации; использование различных материалов, расширяющих рамки учебной программы, развивающих интерес к экологии;
- развивающая - это активизация процессов мышления, памяти, развитие интеллектуальных чувств, сенсорики, обогащение словарного запаса;
- просветительская: формирование осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная: деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Формами работы в мини-музее являются проведение тематических и обзорных экскурсий–занятий, беседы, развивающие, сюжетно - ролевые, подвижные игры, изобразительная, проектная деятельность, моделирование. В результате у воспитанников формируется устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Экспонаты расположены на шкафах, которые доступны детям.
В нашем мини-музее существует 3 направления: «Растения нашего края», «Дикие животные и птицы нашего края», «Сокровища земли».
«Растения нашего края»
Одно из направлений «Растения нашего края» представлено в виде макета, где находятся различные растения, изготовленные из природного материала и пластилина, альбом с изображениями памятников природы, находящихся в Большечерниговском районе: Урочище Грызлы, Дол Верблюдка, Кошкинская Балка.
Создана папка с изображениями редких степных растений: тюльпан поникающий, тюльпан двухцветковый, лютик многокорневой, василька Талиева, тюльпана Шренка, ириса низкого, ковыля красивейшего, отмеченных в Красной книге.
Также в этом разделе находится 2 гербария травянистых растений и деревьев.
«Дикие животные и птицы нашего края»
Направление «Дикие животные и птицы нашего края». Сообщества животных включают характерные для степных экосистем элементы – многочисленную группу млекопитающих – норников, птиц: крупных растительноядных, зерноядных воробьиных и дневных хищников. Для знакомства с такими животными как барсук, норка европейская, хорь степной, лиса, корсак, заяц-русак, тушканчик большой, хомяк обыкновенный, сурок-байбак, суслики малый и рыжеватый, обыкновенный и ушастый ежи, кабан; орел могильник, орел степной, несколько видов соколов, журавль-красавка созданы альбомы с иллюстрациями, макеты, поделки из пластилина.
На основе этих двух направлений мы с детьми изготовили «Красную книгу», в которую занесли редких животных и растения нашего края, изученных при создании мини – музея.
«Сокровища земли»
В нашем мини – музее ребята знакомятся с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, мы знакомим детей со свойствами и происхождением минералов, ландшафтов. Ведь каждый камень особенный: обладает теплой или холодной энергетикой, блестит или наоборот меркнет при тактильном контакте, привлекает своей таинственностью. У детей развивается интерес к объектам неживой природы. В процессе изучения были созданы альбом «Сокровища Земли» и коллекции камней. С помощью пластилина и камней дети изготовили фигурки животных и птиц.
При организации мини – музея дети и родителями изучали литературу, помогающую узнать новых животных родного края, какие деревья окружают нас и какими сокровищами богат Большечерниговский район.
Одной из основных задач воспитания дошкольников на современном этапе является воспитание у них любви к родному краю, чувства гордости за свою малую Родину!
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!