Кашина Елена Владимировна
Организация работы с одаренными детьми по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Организация работы с одаренными детьми по физической культуре в ДОУ"
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
Август Бебель
Темочки:
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Самым синзитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.
Прежде всего, это создание условий:
1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.
3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
4. Наличие системы.
Дошкольное учреждение должно уделять огромное внимание физическому развитию детей.
Принципы:
1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества педагогов и родителей;
2. Учет синзитивности дошкольного детства;
3. Ундивидуальный подход;
4. Своевременное начало;
5. Возможность выбора;
6. Комплексный подход;
7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;
8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада со спортивными учреждениями.
В трудах и в области психологии понятия «способностей», «одаренности» и «таланта» классифицированы по единому основанию – успешности деятельности. Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т. д.
Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение о свойствах и типах нервной системы.
Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей.
Таким образом, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки.
Но, признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.
Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, что вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
В исследованиях показано, что психомоторная одаренность дошкольников включает целый комплекс органически связанных психомоторных способностей:
• Способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам;
• Способность быстро выполнять одиночные движения, реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный, держать темп движения;
• Способность координировать движения многих звеньев тела;
• Умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения;
• Соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей.
Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки.
Целесообразно использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям и первенству. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывать на них тренирующее, развивающее действие.
Гибкий вариативный характер соревновательно - игрового метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Значительно повышается заинтересованность дошкольников, увеличивается моторная плотность занятий, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств. Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику.
Одаренный ребенок очень чувствителен к мнению и оценке окружающих. Он предъявляет высокие требования и к себе, и к другим. такая излишняя требовательность может быть разрушительна. Необходима целенаправленная поддержка одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей – залог их дальнейшего благополучного развития.