Наталия Киселёва
Организация работы с детьми по формированию ГСР в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Публикация «Организация работы с детьми по формированию ГСР в режимных моментах» размещена в разделах
Формирование грамматического строя речи у ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связях.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.
В своей работе по данному вопросу я использую следующую литературу: О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»; методическое пособие Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника»; А. Г. Арушанова «Формирование грамматического строя речи»; Р. И. Лалаева «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», «Формирование лексики и грамматического строя речи»; игры с буквами и словами В. Волиной «Праздник букваря»; А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок».
Работу по формированию грамматического строя речи провожу в системе, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально – положительный настрой у ребенка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приемы.
Так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, потому её я использую как один из основных приемов в данном разделе работы. Благодаря игре, ее динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории я отрабатываю, используя различные виды игр: настольно – печатные, дидактические, подвижные игры.
Использую настольно – печатные игры, например такие:
«Один – много» - закрепление формы множественного числа имен существительных; (игрушка – игрушки);
«Что без чего?» - формирование навыка образования существительных родительного падежа; (стул без ножки);
«Скажи какой, какая, какое?» - формирование навыка словообразования ( относительных прилагательных: сок из яблок – яблочный);
«Веселый счет» закрепление умения согласования числительных с существительными (один апельсин, два апельсина);
«Назови ласково» - формирование навыка образования уменьшительно – ласкательных существительных (кукла – куколка).
Очень часто использую в своей работе словесные дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Чего много?» и т. д.
И еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально – волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим я и пользуюсь, работая над формированием грамматического строя речи.
Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хоровые, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры – аттракционы.
Игры с мячом:
«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными).
Ход игры. Я бросаю мяч ребенку, называю прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Примеры:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, мяч;
Желтый – цыпленок, одуванчик.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).
Ход игры. Я бросаю мяч кому – либо из детей, говорю: «У коровы голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…. коровья».
Примеры:
У лошади голова – лошадиная;
У медведя голова – медвежья;
У собаки голова – собачья.
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)
Мы конечно, не забыли,
Кем еще вчера мы были.
Ход игры. Я бросаю мяч кому – либо из детей, называя предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыпленок – яйцом;
Лошадь – жеребенком;
Дуб – желудем;
Рыба – икрой.
«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)
Яйцо – цыпленком, змеей, крокодилом, черепахой;
Мальчик – мужчиной;
Гусеница – бабочкой;
Головастик – лягушкой.
«Волшебные очки»
Ход игры. Я говорю ребенку, представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».
Красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос.
Таким образом, использование игровых приемов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Речевых игр, в которые я играю со своими детьми очень и очень много. Играя, придерживаюсь следующих рекомендаций:
Верю в силы ребенка!
Обучаю в игре!
Выслушиваю ребенка!
Слежу за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделяю постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Работая над пониманием предлогов, сначала направляю внимание детей на значение этих «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Например, показываю разницу в звучании двух предложений:
Положи карандаш стол.
Положи карандаш на стол.
Использую такую игру «Где мяч?» - закрепляю в речи детей правильного употребления предлогов, развиваю умения ориентироваться в пространстве.
В старшей группе в игровой форме часто использую упражнение на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составления предложения по слову, по структурной схеме. Так, например это видно при проведении игры «Живые слова» - где ребенок в элементарной форме осознает словесный состав предложения и делает произвольный процесс его составления, т. е, ребенок понимает, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова – из слогов и звуков, вырабатывается осознанное отношение к речи, создает основу для усвоения грамоты. Так же использую прием, как составление коллективного письма (ребенок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложений, что является необходимой для развития связной речи.
В группе мною создана предметно – развивающая среда по данному направлению в доступном для детей месте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием организую ежедневно во второй половине дня в игровой форме
Для родителей систематически оформляю выставки литературы на тему: «Развиваем речь детей»; выставка развивающих речевых игр «Формируем речь»; папки – передвижки с консультациями: «Родителям о речи ребенка», «Почитай мне, мама», «Учим стихи», «Правильно говорит ли ваш ребенок?».
Запланировано родительское собрание на тему: «Как помочь дошкольнику развивать фонематический слух» с присутствием учителя – логопеда. Налажена тесная взаимосвязь с логопедом в данном направлении.