Получи документы

Организация профориентационной работы в школе VIII вида

Наталья Чебан
Организация профориентационной работы в школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Публикация «Организация профориентационной работы в школе VIII вида» размещена в разделах

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы :

1. Беседы («Определение типа будущей профессии», «Как управлять своими интересами и склонностями», «Рынок труда», «Ошибки в выборе профессии» и т. д.).

2. Профориентационные сюжетно – ролевые игры («Торг», «Профконсультация», «Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий», «Семь нот», «Пантомима» и т. д.)

3. Экскурсии на предприятия и ПУ.

4. Создание уголка по профориентации «Мой выбор».

5. Диспуты по проблеме.

Коррекционные занятия:

“Выбор профессии – выбор жизненного пути”.

“Как мне выбрать профессиональный путь”

Профессии важные и нужные во все времена”

“Успех в профессии – успех в жизни”.

“Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора”

Встречи с людьми разных профессий

Участие в трудовых КТД школы

Экскурсия в СПК «Хлебороб»

Практикум «Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)

«Документы подтверждающие нетрудоспособность»

Диагностика:

“Дифференциально - диагностический опросник по Климову” на различные типы профессий показал такое распределение: Человек - худ. образ 3 человека: Марина Ф., Наташа Г., Ксюша А.

Человек – природа: 2 человека Таня С., Катя Б.

Человек – техника:4 человека Коля Б, Фарит И., Миша М. Андрей П.

Человек – человек: 2 человека Римма Б, Данил И.

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием.

9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб : формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация, всё это отражается в воспитательских часах.

Воспитательские часы: «Как искать работу»

Цель: рассмотреть источники информации о работе : средства массовой информации, государственные службы занятости, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, газетные статьи, телефонные звонки, как написать резюме.

Деловая игра: «Иду устраиваться на работу»

Цель: развивать представления о рынке труда и занятости; рассмотреть качества и умения работника, которые ценятся работодателем; умение собрать необходимые документы, психологический настрой перед встречей с работодателем, проводилось тестирование по вопросам, которые наиболее часто задаются в кабинете работодателя.

«Как сохранить работу»

Цель: поведение в коллективе, умение выхода из конфликтных ситуаций.

«Знакомство с законами, регулирующими трудовые отношения» - с какого возраста наступает трудоустройство, трудовой договор, испытательный срок, право приёма на работу, заработная плата, увольнение.

«Биржа занятости» -для чего она нужна, с какого возраста граждане могут стать клиентами биржи, статус безработного, что гарантирует биржа, пособие по безработице.

Профорентационные тренинги : «Профессиональное самоопределение. Мой выбор»

В ходе тренинга изучались индивидуальные качества ребят (склонности, способности, потребности, интересы, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, состояние здоровья).

«Хочу научиться быть рабочим» (столяр, работник по комплексному обслуживанию зданий, швея, почтальон, каменщик, озеленитель)».

Цель: развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление; воспитывать уважение к труду и людям труда.

Данный классный час построен в форме общения, старалась построить занятие на доверии ребят, разговорить их. На протяжении всего занятия речь шла о профессиях, так же вводятся новые слова, которые дети пытаются сами объяснить, т. е. идет словарная работа, обогащение словарного запаса учащихся. Использование ИКТ, увлекает учеников, дает им возможность не только представить, но и увидеть представителей той или иной профессии.

На всех занятиях дети учились искать источники поиска работы (объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда, писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, отвечать на вопросы «начальника отдела кадров, бригадира», рассказывать о своих умениях, учились правильно выстраивать диалог, уметь рассказать о себе, своих навыках, задавать вопросы об режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т. д.). Такие тренинги позволяют сформировать социальный опыт поведения, который обязательно пригодится ребёнку в будущей жизни.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии.

Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Ходили на экскурсию в СПК «Хлебороб», на ФАП, цель которой было формирование первоначальных сведений о процессе хранения и переработки зерна в условиях хоз – ва, формирование сведений о профессиях в отрасли производства зерна, формирование первоначальных сведений об организации первичной медпомощи в условиях сельского поселения, о профессиях младшего мед. звена. Запланированы еще экскурсии на другие предприятия.

Много занятий прошло по социально-бытовой ориентировке, они были направлены на практическую подготовку к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений и навыков способствующих соц. адаптации в условиях современного об - ва, на повышение уровня их общественного развития. На воспитательском часе: «Экономика домашнего хозяйства», решались такие вопросы, как «Сколько стоит ….?», «Сколько тратит ваша семья на?» Составление бюджета семьи с последующим отчетом групп по предложенным вопросам. Какие черты характера помогают вести семейный бюджет? Знание каких наук необходимо для ведения семейного бюджета? Практикум «Отправляясь в отпуск»

Ролевая игра «Оформление покупки в кредит»

Практикум «Заполнение бланков почтовых отправлений»

Моделирование ситуаций «Подготовка материалов к ремонту»

Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для приготовления обеда)

Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей»

Профориентационная работа в группе ведется комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом, родителями.

Литература

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей. – М., 1999.

2. Загашев И. О. Занятия по профориентации. – М., 2008.

3. Кулишова Г. П. Как обучать профессии. – М., 2006.

4. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976.

5. Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. – М., 1999.

6. Классный час «Мы выбираем». Баранова Н. А. Классный руководитель. – 2008 №7.

7. Классный час «Как выбрать профессию». Аблогина С. Л. – Классный руководитель. 2008 №7

Публикации по теме:

Сценарий педсовета «Театрализованные игры и их значение в развитии социальных навыков дошкольников» Педсовет «Театрализованные игры и их значение в развитии социальных навыков дошкольников». Старший воспитателдь МБДОУ «Детский сад № 2.

Эссе «Факторы и агенты повлиявшую на мою социализацию» Социализация - сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного ему общества, для которого характерно принятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация профориентационной работы в школе VIII вида
Опубликовано: 6 мая 2014 в 09:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация профориентационной работы в школе VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чебан (УИ 216139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД