Анжела Сланова
Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 общеразвивающего вида
Консультация для педагогов ДОУ
«Организация
проектной деятельности в ДОУ»
Подготовила : старший воспитатель МБДОУ д/с №47
Сланова А. А.
Дата: 10.2020.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация проектной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
Американский педагог Уильям Киль Патрик - основоположник метода проектов. Считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Зачем нужны проекты?
Проекты :
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей дошкольного возраста;
- помогают освоить детьми окружающую действительность,
всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад. Основные требования к использованию метода проектов в детском саду : в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых; обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
План работы воспитателя по подготовке проекта
1. Поставить цель проекта - на основе изученных проблем воспитанников
ДОУ.
2. Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с
родителями, специалистами ДОУ).
3. Составление плана-схемы проекта.
5. систематизация накопленного материала.
6. Включение в план схему проекта всех видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое мероприятие.
Этапы планирования проектов :
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый период времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Практическая часть - выполнение проекта.
4. Подведение итогов.
Классификация проектов :
1. По составу участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;
2. По деятельности : исследовательские, образовательные,
информационные, творческие, игровые, социальные, практико-ориентированные;
3. По характеру содержания: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и
рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности;
4. По срокам реализации: краткосрочный, средней продолжительности,
долгосрочный;
5. По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. Исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево - игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя».
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые: — «Игра-путешествие в мир цветов»;
— сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»;
— игра «Строим город мечты»;
— «Путешествие в сказок»;
— «Строим сказочный городок».
Творческие: осенний (весенний, зимний) вернисаж; музыкальная сказка (по выбору); театр на столе (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям); «Веселая ярмарка»; создание фильмотеки рисованных диафильмов; фестиваль искусств «Весенняя трель».
Познавательные: журнал «Почемучка»; «Путешествие в Царство Математики»; конкурс «Родословное древо»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты.
Методы реализации проекта
Практические : создание развивающей среды, экскурсии, наблюдения,
оформление уголков в группах для познавательного развития детей.
Словесные: беседы,наблюдения, чтение художественной литературы,
Заучивание стихотворений, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Практические: выставки, конкурсы, сбор фотоматериалов, рассматривание
иллюстраций, ознакомление с художественными образами искусства,
личный пример взрослых.
Паспорт проекта :
Название проекта- образовательный проект….
Адресация проекта : проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего (младшего дошкольного возраста и их родителей,
Участники проекта : педагоги, специалисты, родители и воспитанники…. группы,
Цель проекта : …
Актуальность:….
Задачи проекта :
- Задачи для педагога;
- Задачи для воспитанников;
- Задачи для родителей,
Сроки реализации: (долгосрочный с …. по ….).
Вид проекта : исследовательский….
Особенности проекта…
Итоги проекта :…