Гладких Наталья Николаевна
Организация процесса самообразования педагога в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Уважаемые коллеги, на сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Организация процесса самообразования педагога в условиях реализации ФГОС ДО как ресурса внутрифирменного повышения профессиональной компетентности»
Слайд №2
Публикация «Организация процесса самообразования педагога в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предъявляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы ДО. Одним из требований стандарта является требование к кадровым условиям реализации образовательной программы, организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада.
Слайд №3
В этой связи особое значение приобретает обеспечение непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, роста уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития педагогов, выступает непрерывное профессиональное образование.
Слайд №4
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательной деятельности, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.
Как говорил французский литератор Жак Пеше
Новое — это хорошо забытое старое. Но События приходят и уходят, а затем повторяются вновь, исчезают на время, чтобы потом вернуться снова.
Слайд №5
В этой ситуации особенно важно сформировать профессиональную компетентность педагога, основу которой составляет как личностное так и профессиональное развитие педагогов.
Нашу работу мне хотелось бы начать с раскрытия содержаний основных понятий, которые представлены на слайде, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Слайд №6
Как вы считаете, чем должен обладать современный педагога 21 века?
Слайд №7
Чтобы оценить и повысить уровень профессиональной компетентности педагогов для этого необходимо создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогам своих профессиональных возможностей.
Слайд №8
В нашем учреждении работа строится через самообразование и разные методические формы работы.
Слайд №9
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. В этом учебном году перед нашими педагогами стоят новые профессиональные задачи, которые были озвучены на установочном педагогическом совете. Старшим воспитателем проведён опрос среди педагогов, насколько они готовы к выполнению этих задач. Обсудили на педагогическом часе, чему и как они будут учить детей, что смогут рекомендовать родителям, какими новыми педагогическими идеями поделятся с коллегами, готовы ли они участвовать в профессиональных конкурсах.
Слайд №10
Самоанализ профессионального уровня в начале учебного года подтолкнёт педагогов к необходимости совершенствоваться и развиваться дальше. Но главное –поможет сформировать три важных аргумента, для чего заниматься самообразованием, чтобы быть интересным детям, отвечать требованиям родителей, чувствовать себя уверенным в профессиональной сфере среди коллег.
Слайд №11
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Глобальной причиной, которые чаще всего называют наши педагоги
– это отсутствие времени, о них поговорим чуть позже.
Вместе с педагогами учреждения мы определили мотивы, побуждающие к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией.
Желание творчества.
Стремительный рост прогресса.
Общественное мнение.
Конкуренция.
Материальное стимулирование.
Слайд №12
Технология организации работы по самообразованию в нашем учреждении строится строиться из 4 этапов
Слайд №13
На 1 этапе предусматривается создание определенного настроя педагогов на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
На этом этапе как ранее говорилось мною проводится опрос, анкетирование на начало учебного, такие как «Оценка уровня готовности педагога к развитию», «Изучение удовлетворенности педагога жизнедеятельностью в образовательном учреждении», «степень владения навыками самостоятельной работы и другие»
Слайд №14
На 2 этапе
- Выбор темы.
Правильная формулировка темы определит направления деятельности педагога в течении учебного года. Нашим педагогам мы не навязываем тему самообразования. Подбираем ее вместе с педагогом с учетом его индивидуального опыта и профессионального мастерства, где учитываются потребности конкретной возрастной группы. В случае если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, используем специальную анкету для изучения его затруднений.
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Где же получить информацию по теме самообразования? Наши педагоги выбирают сами. Посещают библиотеки, участвуют в семинарах, вебинарах, консультируются со специалистами ДОУ.
- Изучение периодической печати.
Чтобы педагоги не потерялись в изобилии источников информации, могли правильно выбрать нужное пособие, в учреждении регулярно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы в методическом кабинете учреждения. Составляем тематические каталоги, организуем выставки, чтобы познакомить педагогов с новинками методической литературы.
- Работа с интернет ресурсами (всегда в доступе ИКТ, где имеются компьютеры у специалистов, а также в методическом кабинете, и у педагогов ДОУ имеются ноутбуки
- Знакомство с работами других педагогов (проходит в форме круглых столов, педагогических часах, личное обращение к педагогу за помощью)
Слайд №15,16,17
На 3 этапе педагоги ДОУ
После определения темы и изучения литературы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается цель, задачи, актуальность, проблема, форма работы, действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой. Предполагаемый результат и формы его представления. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации, от 1 года до 5 лет. В ходе реализации плана педагоги картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
Разрабатывают схемы, модели, алгоритмы, конспекты НОД, рекомендации, памятки для педагогов и родителей, разрабатывают и апробируют систему работы по конкретному разделу программы, разрабатывают проект, опросники для диагностирования детей, создают фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог, создают собственные методические пособия, атрибуты, участвовать в работе конференций, семинаров и. т. д.
Слайд №18
На 4 этапе работы
В конце учебного года каждый педагог готовит отчёт о проделанной работе по самообразованию
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических часах по представлению опыта.
- Открытые просмотры.
- Мастер – классы.
- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
- Определение направления для дальнейшего самообразования.
Слайд №19
Чтобы педагоги занимались самообразованием систематически в течении учебного года, нашим педагогам было предложено использовать чек-лист. Все мероприятия распределены по месяцам, чек-лист помогает педагогам контролировать свою работу по самообразованию. Хочу подчеркнуть, что чек-лист не заменяет традиционный план,а с его помощью педагоги систематизируют свою деятельность и распределяют нагрузку в течении каждого месяца. Для этого нужно чек-лист держать под рукой и делать в нем отметки.
Слайд №20
На сегодняшний день в нашем учреждении используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методических форм работы (активные, пассивные, традиционные, интерактивные. Все это обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
Слайд №21
Мы выделили самые актуальные формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
Сетевые педагогические сообщества
Внутрисадовская система повышения профессиональной компетентности педагогов.
Слайд №22,23,24,25,26,27
Рассмотрим их преимущества и недостатки.
Слайд №28,29,30
Чтобы решить эти недостатки, рабочей группой в учреждении создана система методической работы, для повышения профессионального мастерства и организована деятельность педагогического коллектива через различные направления, которые представлены на слайде.
Мотивация к самосовершенствованию и профессиональному росту, самореализации
Психологическая поддержка педагога
Работа по раскрытию новых возможностей самореализации, повышающих ценность педагогов как профессионалов
Интеграция работы с другими учреждениями и организациями (социумом)
Мониторинг личных достижений
Слайд №31,32
Какие общие трудности вызывают у педагогов при организации работы по самообразованию
1. Не могу определиться с темой самообразования
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации.
6. Не достаточно учебно-методической литературы
6. Не хватка времени
7. Повышение голосо - речевой нагрузки (как решить эту трудность об этом нам расскажет учитель-логопед Иваненко Е. Е.)
8. Эмоциональное самовыгорания педагогов (подробнее расскажет педагог-психолог Ступина Н. Н.)
Огромную роль также играет, профилактика работы специалистов с педагогами вызывающих трудности в работе по самообразованию.
Слайд №33
Каковы результаты самообразования педагога:
На сегодняшний день представляем наши результаты работы по самообразованию.
Слайд №34
Несмотря на трудоемкую работу по самообразованию, каждый педагог ведет свое портфолио, где собираются результаты профессионального роста педагога.
Слайд №35
Самообразование это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.
В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но, ни какой современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечит педагогу, самое главное — это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.