Ирина Стоволосова
«Россия — Родина моя». Игра-викторина для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-викторина для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Россия-родина моя»
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является самой актуальной проблемой нашего времени.
Каждый взрослый должен понимать, что несёт ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка. Начала создания картины мира и отношению с миром начинается в дошкольном возрасте.
Очень важно, чтоб не только педагоги, но и родители помогали ребёнку знакомится с историей, культурой, народными традициями, природой края, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
2. Распространять педагогический опыт работы по нравственно – педагогическому воспитанию дошкольников.
3. Вызвать интерес и творческую активность педагогов.
4. Получить опыт при участии в коллективной работе.
Ход игры:
Ведущий: Тема нашей игры «Нравственно – патриотическое воспитание». Предлагаю выбрать жюри.
Игра состоит из шести раундов. Участникам нужно разделиться на две команды и озвучить своё название.
1 команда «---»; 2 команда «---».
1 раунд. «Вопрос – ответ» (звоню в колокольчик)
Правила игры: участникам задаются вопросы; необходимо ответить на большее количество вопросов. (оценка: 1 балл за каждый правильный ответ)
1. Как называется земля, на которой ты родился? (Родина)
2. Древнее название России? (Русь).
3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
5. Чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины? (Патриотизм)
6. Территория, которая живёт по определённым законам и имеет определённые государственные границы. (Страна)
7. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов. (Этнография)
8. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
9. Кто несёт ответственность за воспитание и развитие детей? (Родители)
10. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древку или шнуру полотнище, установленных размеров и цветов? (Флаг).
11. Цветовая гамма флага России сверху в низ? (Белый, красный, синий)
12. Официальная эмблема государства? (Герб).
13. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
14. Форма народного искусства, в основе которой лежит искусство обработки дерева, глины, камня, метала и других природных материалов. (Промысел)
15. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором содержится мораль и высмеиваются пороки людей? (Басня)
16. Устное словесное и музыкальное народное творчество? (Фольклор)
17. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
18. Он бессмертный, сильный, ловкий. Смерть его в конце иголки? (Кощей Бессмертный)
19. В какой стране родилось слово «Фольклор»? (Англия)
2 раунд. «Ребус» (звоню в колокольчик)
Ведущий: Внимание!
Каждой команде даны конверты, в которых находятся карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей игры. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Ответы: герб, гимн, Россия, честь, Родина, победа, Москва, Столица, ордена.
3 раунд «Так какой он, наш город Фрязино?» (звоню в колокольчик)
Ведущий: Наш город неповторим. Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Задание: придумайте слова – признаки (прилагательные, о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «Фрязино»
Ф- Фабричный, фееричный
Р- родной, растущий, родимый
Я -яркий, ясный.
З- значимый, заснеженный, затеренный
И- индустриальный, интересный,
Н- непокорный, неприступный, наилучший, необыкновенный.
О – оживленный, областной, оригинальный
4 раунд «Достопримечательности нашего города» (звоню в колокольчик)
Ведущий: Участникам, по очереди каждой из команд, показывают иллюстрации, на которых изображены достопримечательности города. Участники по иллюстрациям должны узнать памятные и исторические места нашего города.
Ответ:
1. Храм Рождества Христова
2. Аллея Героев ВОВ
3. Дворец спорта Фрязино
4. Дом- музей Героя Советского Союза И. И. Иванова
5. Дворец культуры «Исток»
6. Мемориал Фрязинцам, погибшим в Великой Отечественной войне
7. Памятник Владимиру Ильичу Ленину
8. Центр культуры и досуга «Факел»
9. Здание Администрации Фрязино
10. Выставочный зал.
5 раунд «Бой пословиц» (звоню в колокольчик)
(листочки с продолжениями пословиц. Расставить соответствующие номера)
Ведущий: С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
• Тот герой, кто … (за родину горой.)
• Родная сторона — мать, (а чужая — мачеха).
• Родной куст и ….(зайцу дорог).
• Нет в мире краше …. (Родины нашей).
• Человек без Родины, что (соловей без песни).
• Мир освещается солнцем, … (а человек знанием).
• Родина – мать, (умей за неё постоять).
Игра «Скажи иначе пословицу»
Ведущий. Найдите русский аналог иностранным пословицам. Та команда, которая отгадает первой, звонит в колокольчик.
1 «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская) - Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская). - Поспешишь – людей насмешишь.
4. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
5. Человек – не остров (англ.) – Один в поле не воин.
6. Как отец, так сын (англ.) – Яблочко от яблоньки недалеко падает
6 раунд «Чёрный ящик» (звоню в колокольчик)
Ведущий: каждой команде дается чёрный ящик. Нужно по описанию определить предмет, который находится в ящике. Внимание!
1 команда.
Наличие этого прибора в доме говорилось о достатке в семье, поэтому ему отводилось специальное видное место. Обычно его ставили в так называемый «красный угол». Этот предмет был связующим звеном между самыми разными слоями общества. Его можно было увидеть и на столе аристократа, и в доме простого рабочего человека. На протяжении двух столетий этот предмет был олицетворением русского быта. Без него не обходился не один семейный совет, за чашкой чая решались серьёзные вопросы, деловые сделки и творческие поиски. У любого русского человека первой ассоциацией с этим предметом, на ум приходит уютное чаепитие в кругу большой дружной семьи. (Самовар)
2 команда.
Этот предмет почитался многими народами. С одной стороны он считался символическим входом в страну мёртвых, в другой мир, и потому имеет волшебные свойства, а с другой стороны – является символом жизни (в силу того, что является символом воды.)
Сруб этого предмета в России изготавливался обычно из дуба. Верхняя часть представляла собой ворот с перекладиной и верёвкой или «журавлём» - высокой перекладиной, за один конец которой прикреплялось на верёвку ведро, а за другой надо было тянуть, чтобы его поднять. (Колодец).
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра и завершить мне её хочется словами И. А. Ильина. «Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды».