Папки-передвижки

Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через музыкально-дидактические игры

Светлана Шамбарова
Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через музыкально-дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

Особая роль развития личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. Ребенок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и бучения ребенка, является спутником детства.

Игра является первой социальной практикой ребенка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребенка. Это было отмечено в работах А. П. Усовой.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через музыкально-дидактические игры» размещена в разделах

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры нашли свое применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать умственные способности ребенка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и доступной для них форме.

Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры. Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребенка велика. Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать представления о музыке и ее выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребенка, пробудить в нем интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это дает детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребенка.

Музыкально-дидактические игры в первую очередь направлены на развитие музыкальности детей.

«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления» (О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей»).

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребенку для полноценного восприятия музыки, ее понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая позволяет совершенствовать процесс развития слухового восприятия. В ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или определенным действием. Это не происходит автоматически, следовательно, для достижения своей цели музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка. Ребенок прилагает усилия при каждом повторе музыкально-дидактической игры.

Виды музыкально-дидактических игр.

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Веселые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Веселые дудочки», «Лесные гости» и т. д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чем играют» и т. д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко – тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определенной последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо, в старшей группе – трех (громко, умеренно громко, тихо, а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н. А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта квалификация основана на различных игровых действиях детей.

В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключен в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т. д.

Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на его соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например:

Хороводная игра «КАБЛУЧОК»

Ход игры:

Встаем в хоровод.

1 – идем по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8, - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3, 10 – ведем хоровод.

4, 6 – подпрыгиваем на месте.

7, 9 – выполняем движение «фонарики» или сжимаем – разжимаем кулачки.

(1) За руки друзей берем, вместе хоровод ведем

(2) А веселый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3) За руки друзей берем, вместе хоровод ведем

(4) Прыгай-прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей

(5) А веселый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6) Прыгай-прыгай веселей, прыгай-ножек не жалей

(7) Гляньте-пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8) А веселый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9) Гляньте-пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10) И опять идет-идет наш веселый хоровод…

Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определенные правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т. д., а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.

Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

Помимо развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в формировании познавательной деятельности ребенка. Ребенок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие. Также с помощью этого вида игр развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связанны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребенок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносит детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребенка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память.

Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связанно и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребенка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.

Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр для становления ребенка, об их влиянии на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Все это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.

Литература

1. Астафьев Б. «Музыкальная форма как процесс» - Л. 1963.

2. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, Академия К. 1998.

3. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1968.

4. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» - С-Пб, Союз, 1997.

5. Зимина А. Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду» - М., 1971.

6. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» - М, Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 2000.

7. «Игра дошкольника» / Под ред. С. Л. Новоселовой – М. : Просвещение, 1989.

8. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» - М. : Просвещение, 1982.

9. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» - М. : Академия, 2000.

10. «Занятия и развлечения с младшими дошкольниками» Л. Г. Арстанова, 2009.

11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ: Люкс, 2005. - 671с.

12. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 296с.

13. Гессен, С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен. - М. : «Школа-Пресс», 1995. - 91с.

14. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 320с.

15. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу [Текст] / Е. В. Горшкова. - М. : Издательство «Гном и Д», 2002. - 173с.

16. Гурин, В. Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки : восприятие, мышление, развитие [Текст] / В. Е. Гурин, О. Ю. Солопанова. - Краснодар, 2001. - 23с.

17. Дошкольная педагогика [Текст] : в 2ч. / Н. А. Курочкина [и др. ]; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 1. - 256с.

18. Дошкольная педагогика [Текст] : в 2ч. / Н. А. Курочкина [и др. ]; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 2. - 270с.

19. Ермолаева, М. В. Психология, развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М. В. Ермолаева. - 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 176с.

20. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 88с.

21. Зеньковский, В. П. Психология детства [Текст] / В. П. Зеньковский. - М., 1996. - 198с.

22. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] : учеб. для студентов высших учеб. заведений / А. Н. Зимина. - М. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. - 304с. : ноты.

23. История дошкольной педагогики в России [Текст] : хрестоматия / Под ред. С. Ф. Егорова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. - 432с.

24. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева [и др. ]; под ред. З. И. Васильевой. - М. : Издательский Центр «Академия», 2001. - 416с.

25. Каджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. - М. : Академа, 2001. - 676с.

26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Изд. центр «Академия», 1997. - 240с.

27. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. - М. : Просвещение, 1986. - 486с.

28. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] : из опыта работы музыкального руководителя / Н. Г. Кононова. - М. : Просвещение, 1982. - 308с.

Публикации по теме:

«Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем». Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально – дидактические игры для младших дошкольников «Веселые матрёшки»Цель. Развивать.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе» Опыт "Танцующая фольга" Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Оборудование:.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Музыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников 1. «Слушаем классическую музыку» Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности «Игры маленьких волшебников»Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности «Игры маленьких волшебников» Самоанализ Познавательно-исследовательской деятельности «Игры маленьких волшебников» Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через музыкально-дидактические игры
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 19:38
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через музыкально-дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шамбарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД