Светлана Платунова
Организация и содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства. Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Публикация «Организация и содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии. Эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.
В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив они становятся добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.
Нельзя недооценивать роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.
Рассматривая вопросы социально-нравственного развития детей, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Ю. К. Бабанский, Л. С. Высотина, Н. Е. Ковалёв, Б. Ф. Райский, А. В. Бабаян и др. не однозначно трактуют сущность и содержание данного процесса. Одно из определений социально-нравственного воспитания предполагает активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. Содержание социально-нравственного воспитания включает развитие социально-нравственной культуры личности ребенка дошкольного возраста и её отдельных компонентов: мотивационно-поведенческого и эмоционально-чувственного.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.
Общеизвестно, что одним из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Воспитатели, родители – это постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модель поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском саду дети общаются со взрослыми до 12 часов, во время пребывания происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности, очень важна. Во многих дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ доброй традицией стали такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», педагоги изучают вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараются применять их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.
Немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду, особенно детей с ОВЗ отводится народному творчеству: сказкам, песням, пословицам и т. д. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.
Начиная с младшей группы, педагоги ДОУ знакомят детей с ОВЗ с художественной литературой. Работа начинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпретации и оценки поступков других (героев сказок, умения сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» педагог ставит перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и задает вопросы по содержанию. Для характеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции, которую, по его мнению, испытывает тот или иной герой сказки. И так от произведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их нравственные качества: добро, зло и т. д. В старшей и подготовительной группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети любят рассказы А. П. Гайдара, В. Осеевой, С. Лагерлеф. Их незабываемые «Чук и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей огромные расстояния, учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой природе. Поступки героев этих книг просто находка для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Особой частью социально-нравственного становления личности являются игры. Их возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей сюжетно-ролевой «Дочки-матери» в младшей группе до «Чудо-дерево» в – подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют детям с ОВЗ привить социально-коммуникативные умения и навыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для формирования чувства коллективизма.
Невозможно не сказать о прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.
Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по социально-нравственному воспитанию детей-дошкольников с ОВЗ должна вестись ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Только тогда дети с ОВЗ будут дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, будут принимать активное участие в своем нравственном развитии.
Следовательно, в практической работе по социально-нравственному воспитанию детей с ОВЗ нужно видеть, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.