наталья сидоренко
Организация и проведение физкультурных занятий с мячами-фитболами
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и проведение физкультурных занятий с мячами – фитболами»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального развития и формирования.
Публикация «Организация и проведение физкультурных занятий с мячами-фитболами» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физ. упражнениями.
Игровые занятия на фитболах улучшают осанку, внимание, настроение. Большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют навык правильной осанки. Мячи обладают вибрационным воздействием, что вместе с движением влияет на двигательную зону коры головного мозга, чем обусловлен лечебный эффект.
С мячами можно заниматься индивидуально или группой. Время проведения занятия с детьми средней группы – 20-25мин, с детьми старшей, подготовительной группы – 30-35мин. Положительный эмоциональный фон, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.
Необходимо помнить, что занятия с детьми четвертого года жизни не имеют строго очерченной трехчастной формы. Это занятия – сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики. Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего возраста целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия, так, например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнеий, а в заключительной подвижную игру. В целом, использование фитболов не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать и пр.
Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Дети уже выполняют равномерные ритмичные движения и регулируют произвольно напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяя упражнения. Они следят за своей осанкой.
Дети шестого и седьмого года жизни имеют еще более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Они уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения.
Приступая к занятиям, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям и нескользкую обувь.
3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
5. Избегать быстрых и резких движений. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить межпозвонковые диски.
6. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.
7. Выполняя на мяче упражнения лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
8. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
9. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
10. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
11. Возможно выполнение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
12. Упражнения на фитболах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Примерный набор упражнений с мячами – фитболами.
Упражнения с мячом в руках.
1. И. п. – о. с. мяч перед грудью. Подняться на носки, мяч над головой, темп медленный.
2. И. п. - ноги на ширине плеч, мяч над головой. Наклоны в сторону.
3. И. п. – о. с. мяч перед грудью. Наклоны вправо, руки вверху над головой, правую ногу на носок.
4. И. п. – то же. Наклоны влево, мяч вправо, ноги в полуприседе.
5. И. п. – то же. Полуприсед, мяч вверху на выпрямленных руках, выглянуть из – за мяча.
6. И. п. – ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклоны вперед, мяч впереди на выпрямленных руках, спину прогнуть.
7. И. п. – держать мяч за ручки на выпрямленных руках. Ритмичные удары коленом по мячу.
8. И. п. – ноги на ширине плеч, мяч под мышкой. Наклон в сторону мяча, противоположная рука вверху над головой, пятки прижаты к полу.
9. И. п. – полуприсед, мяч обхватить двумя руками сверху и прижать к коленям. Округлить спину, голову положить на мяч.
Упражнения сидя на мяче.
1. И. п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Покачиваясь на мяче, руки вверх, к плечам, в стороны, к плечам.
2. И. п. – то же. Покачиваясь на мяче, поворот головы вправо, правая рука в сторону.
3. И. п. – сидя на мяче, руки на поясе. Движения тазом вперед – назад, из стороны в сторону, круговые вращения.
4. И. п. – то же. Поочередное вынесение ног на пятку.
5. И. п. – то же. Поочередное вынесение ног на пятку с одновременным разведением прямых рук в стороны.
6. И. п. – сидя на мяче. Вынесение ног на пятку, руками имитируя движения марша.
7. И. п. – сидя на мяче, руки вниз. Прыжком ноги и руки в стороны.
8. И. п. – сидя на мяче, одна рука на затылке, другая на бедре. Повороты в сторону поднятой руки, подбородок вверх.
9. И. п. – сидя на мяче, руки на поясе. Наклон влево, правую ногу вытянуть на носок, правую руку поднять.
10. И. п. – сидя на мяче, правая нога вытянута вперед, руки в стороны. Круговые вращения носком ноги, удерживая равновесие.
Упражнения лежа на мяче.
Упражнения в положении лежа на спине выполняются тогда, когда ребенок уверенно выполняют тогда, когда ребенок уверенно выполняет и. п. лежа на спине с опорой на стопу.
1. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, опора на стопу. Откинуть голову назад, руки развести в стороны, мышцы спины расслабить.
2. И. п. – лежа на спине, руки за головой. Поднять, опустить плечи, подбородок вверх.
3. И. п. – лежа на спине. Поднять, опустить плечи с поворотом в сторону
4. И. п. – лежа на спине, ягодицы опустить чуть вниз, уменьшить угол между голенью и коленом, руки на поясе. Прогнуться в положении «мостик», втянуть ягодицы
5. И. п. – лежа на спине. Вытянуть ноги, откатить мяч назад, потянуться за прямыми руками вверх.
6. И. п. – лежа на спине. Прогнуться в положении «мостик» и одновременно вытянуть одну ногу вперед – вверх.
7. И. п. – стоя на коленях, лечь животом на мяч, голову и руки опустить вниз.
8. И. п. – лежа на животе, руки и ноги в опоре на полу. Оторвать правую руку от пола потянуться вперед за рукой.
9. И. п. – лежа на животе. Оторвать одну ногу от пола, потянуть ее назад параллельно полу.
10. И. п. – лежа на животе. Оторвать правую и левую ногу от пола, растянуться.
11. И. п. – лежа на животе. Поднять плечи вверх, руки развести в стороны, прогнуться в пояснице.
12. И. п. – лежа на животе, ноги в упоре, руки за головой. Поднимать и опускать плечи, взгляд перед собой.
13. И. п. – лежа на мяче, руки и ноги в упоре. Сделать 4-6 шагов руками вперед, ноги прямые.
Количество и дозировка предлагаемых упражнений определяется возрастом и физ подготовкой детей.