Гущина Екатерина Геннадьевна
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня государством поставлена задача — подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже работают над тем, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность.
Публикация «Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду» размещена в разделах
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника группового проекта.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.
Задачи группового проектного метода :
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Дети приобретают ранний социальный позитивный опыт от реализации собственных замыслов.
• развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей. А именно, ребёнок учится нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления; видеть проблему и ставить вопросы; делать выводы и рассуждать;
• развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
• активное включение группы родителей в проектную деятельность. При такой постановке задачи родители становятся средством информации и поддержки ребёнка, а также обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместного поиска решения вместе с детьми.
Основные этапы работы над проектом :
1. Целеполагание: помощь ребёнку в выборе наиболее актуальной и посильной для него задачи на определенный отрезок времени;
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
3. Выполнение проекта – практическая часть;
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Последовательность работы над проектом :
1. Постановка перед собой цели, исходя из интересов и потребностей детей;
2. Вовлечение в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
3. Определение плана движения к цели (поддержка интереса детей и родителей);
4. Обсуждение план с группой родителей;
5. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6. Рисование вместе с детьми и родителями плана – схемы проведения проекта и вывешивание на видное место в группе;
7. Сбор информации, материала (изучение с детьми плана-схемы);
8. Проведение занятий, игр, наблюдений, опытов (мероприятия основной части проекта) и т. д. ;
9. Выдача домашних заданий детям и родителям;
10. Переход к самостоятельным и совместным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, листовки, стенгазеты и т. д.);
11. Организация презентации проекта (праздник, открытое занятие и т. д.);
12. Подводение итогов, выступление на педсовете, «круглом столе».
Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ :
• высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, уверенности в своих силах, самостоятельности;
• сближение детей друг с другом и с взрослыми в результате коллективных переживаний способствуют улучшению микроклимата в группе, позволяют лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка;
• упрочнение положительной мотивации к знаниям, повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• даёт новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».
Вывод.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Литература:
1. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
2. Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире // «Дошкольное воспитание», 2003, № 12 – 52 стр.
3. Плохий З. П. Живая ценность природы //»Дошкольное образование», 2000, № 11 – 9 стр.
4. Плохий З. П. Воспитание экологической культуры дошкольников //«Дошкольное воспитание», 2002, №12, - 6 стр.