Светлана Сафонова
Организация, формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация, формы и методы работы
по патриотическому воспитанию в ДОУ»
Составил воспитатель
первой квалификационной категории
Сафонова Светлана Леонидовна
Реутов, 2019
«Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху,
но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о
патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о
Публикация «Организация, формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы
можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать
общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».
В. В. Путин
На протяжении пяти последних лет в нашем детском саду (МАДОУ д/с №17) ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
воспитание патриотизма
знакомство с историей своей страны и своего народа
знакомство детей с наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны
развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны
воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам
формирование у детей таких черт характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
знакомство с символикой российского государства, ее значением
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
В нашем детском саду начиная с 2013 года ведется очень активная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Ежемесячное планирование всей деятельности ДОУ (в том числе планирование и разработка рабочей программы деятельности всех узких специалистов) осуществляется в рамках именно патриотического направления.
Формы и методы организации работы.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как : обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, викторины); проведение тематических занятий-рассуждений на патриотическую тематику.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
На базе нашего ДОУ были разработаны и внедрены 2 больших проекта в рамках патриотического воспитания : «Музеи – детям» и «Растим патриотов вместе». Проект «Растим патриотов вместе» участник РИП-2016 на муниципальном уровне и участник конкурса «Наше Подмосковье». Эти два проекта взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Проект «Музеи – детям».
Мы начали работу в рамках этого проекта с посещения ряда московских музеев посвященных музыкальной тематике. Сначала мы посетили такие музеи как: Всероссийский музыкальный музей им., Музей русской гармоники А. Мирека, Центральный театральный музей им. Бахрушина. Далее перешли к общей тематике искусства побывали в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, во Всероссийском музее декоративно прикладного искусства, в музее Славянской культуры К. Васильева. Далее был блок военных музеев, посвященный 70 летней годовщине Победы в ВОВ: это Музей обороны Москвы, музей истории ВМФ (с посещением настоящей подводной лодки, которая пришвартована на канале им. Москвы в Химкинском водохранилище); Музей военной техники В. Задорожного, Музей современной истории России, и наконец, Мемориальный музей космонавтики.
Все музеи, которые мы посетили имеют возрастную адаптацию для дошкольников 4+. Все программы экскурсий доступные и как правило, всегда интерактивные.
Проект «Растим патриотов вместе».
В рамках этого проекта, помимо основных программных утренников и праздников мы проводим тематические мероприятия в рамках Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
- традиционно утренники, посвященные Дню Победы;
- возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, приуроченные ко Дню Победы и ко Дню неизвестного солдата в России (3 декабря)
- открытое мероприятие посвященное, 75-ой годовщине начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941г. ;
- вечер памяти «Война. Блокада. Ленинград.», посвященный 75–летней годовщине прорыва блокады Ленинграда;
- урок мужества (встреча с ветераном блокадного Ленинграда)
- фотовыставка «Герои России»
- викторина «Россия – Родина моя!»;
- Конкурс чтецов «Стихи о России»;
- открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства
- открытое мероприятие, посвященное Дню пограничника
- праздник
- акция «Бессмертный полк», «Лес Победы»,
- праздничное мероприятие «День Государственного флага Российской Федерации»;
- открытое мероприятие «Дорогая моя столица – Золотая моя Москва» к 870-летию Москвы;
И еще, мы провели ряд социально-направленных и общественно значимых акций и мероприятий, направленных на взаимодействие с социумом, в рамках патриотической работы нашего ДОУ.
Итак, как я сказала ранее, в течение всего учебного года, проходят плановые мероприятия и акции по созданию целостной системы патриотического воспитания дошкольников.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным городом, с его историко-культурными особенностями, с историей своей страны, народа мы формируем у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатления, полученное в детстве, остается в памяти на всю жизнь.