Ольга Юркова
Организация физической подготовки дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте, в 5-7 лет. Многие врачи сейчас говорят о том, что уже более половины детей школьного возраста больны. Наиболее распространенным заболеванием среди детей является искривление позвоночника. Так называемый сколиоз. И в большинстве случаев сколиоз является не врожденным, а приобретенным. Почему же он возникает? Да наверное потому, что сейчас очень мало внимания уделяется физическому развитию детей. И, как следствие, дети вырастают слабыми. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Публикация «Организация физической подготовки дошкольников» размещена в разделах
Главная задача физического воспитания — обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребёнка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде); спортивных играх (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнений, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.
В процессе физической подготовки детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния.
Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.
Приобщая старших дошкольников к двигательной культуре, необходимо приучать их осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, особенно при усвоении сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега. Необходимо повышать требования к качественному выполнению движений: следить за точным соблюдением исходного положения, чёткостью промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу. Важно научить дошкольников контролировать и оценивать как собственные движения, так и движения других сверстников.
Система физического воспитания в условиях ДОУ складывается из нескольких составляющих: физкультурно-учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурно-массовые мероприятия, работа, проводимая совместно с родителями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия — самая эффективная школа обучения движениям.
Занятия по физической культуре проводятся как в помещении (спортивный зал, группа, так и на свежем воздухе. В занятие входят: построение, перестроение; ходьба, бег; комплекс ОРУ, основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, метание, бросание).
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это способствует развитию выносливости у детей.
В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.
К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней, физкультминутки.
Каждый день организация физической подготовки дошкольников начинается с утренней гимнастики. Она включает: ходьбу, бег, комплекс ОРУ, игру малой подвижности. Также очень важно использовать в утренней гимнастике художественное слово.
Активный отдых складывается из физкультурных развлечений, досугов, спортивных праздников, Дней здоровья.
Большую роль в физической подготовке играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.
Следует рационально организовать двигательный режим, в течение дня разнообразить двигательную деятельность дошкольников
Разнообразная двигательная деятельность снимает утомление, накопившееся в организме, активизирует память, мышление, развивает движения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.
Очень важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к такому виду деятельности.
Активность дошкольника во многом обусловлена его заинтересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызывающие у детей желание заниматься по собственному побуждению.
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя.
В дошкольном образовательном учреждении подвижные игры занимают одно из ведущих мест в физической подготовке дошкольников. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности.
Особое место должна занимать индивидуальная работа с детьми по физической подготовке вне занятий. Задачи её могут быть разнообразны:
- подготовка ребёнка, пропустившего физкультуру, к предстоящим занятиям;
- освоение некоторых спортивных упражнений;
- упражнение с движениями, изученными на занятии;
- подготовка детей с разными уровнями физического развития к сложным упражнениям;
- развитие определённых физических качеств, которых недостаточно сформированы. При организации и проведении индивидуальной работы с воспитанниками необходимо учитывать уровень физической подготовленности детей; строгое соблюдение дозировки и темп нагрузок; основные приёмы и методы должны быть игровыми.
Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.
Обогащение двигательного опыта ребёнка осуществляется последовательно — от одного возрастного этапа к другому.
Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровьесберегающих технологий и инноваций.
В настоящее время используются новые подходы к организации физической культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трё х основных направлений:
• социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры;
• интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний;
• двигательного — развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
С учётом этих направлений реализуется комплексный подход к физическому воспитанию детей. Так, в целях объединения педагогов, воспитанников, родителей, пропаганды здорового образа жизни, создание условий для активации двигательной деятельности детей, формирование потребности в систематических занятиях физкультурой в течение года проводятся спортивные развлечения, праздники, досуги, дни здоровья, соревнования.
Мероприятия распределяются по месяцам так, чтобы соблюдалась последовательность и систематичность в физкультурной работе.
Параллельно этой работе создаё тся предметно-развивающая среда и двигательная среда: атрибуты, пособия, нетрадиционное спортивное оборудование из бросового и природного материала.
Необходимо помнить, что нельзя дать хорошее моторное развитие ребёнку в ДОУ, не опираясь в этом деле на помощь родителей.
Родители являются активными участниками и помощниками. Они помогают создавать двигательную среду, знакомятся с успехами и достижениями детей, участвуют в различных мероприятиях «Мама, папа, я –спортивная семья», «На старт всей семьёй», «Весёлые старты», «Спортивная радуга» и другие. Для них организуются консультации, оформляются стенды, газеты с точной и полной информацией о результатах физкультурно-оздоровительной работы.
Следует отметить: преимуществами такой организации физкультурной работы являются, во-первых, заинтересованность всех участников педагогического процесса — педагогов, детей, родителей — в достижении высоких результатов; во-вторых, массовый характер мероприятий. В результате этого активизируется двигательная деятельность детей, они начинают стремиться к самосовершенствованию, развиваются их интеллектуальные, двигательные, социальные, художественно-эстетические способности, повышается физическая работоспособность, творческий и познавательный интерес, укрепляется здоровье. И у педагогов появляется реальная возможность для повышения профессионального уровня, совершенствования педагогического мастерства.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.