ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВА
Влияние экологической подготовки на отношение детей к природе. На примере младших дошкольников в условии интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Цель исследования: изучить влияние интегрированной экологической подготовки в образовательном процессе ДОУ на отношение младших дошкольников к природе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания младших дошкольников.
Публикация «Влияние экологической подготовки на отношение детей к природе, На примере младших дошкольников в условии интеграции» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
3. Выявить формы и методы экологического воспитания младших дошкольников.
4. Обосновать необходимость реализации принципа интеграции в экологическом воспитании дошкольников.
5. Провести экспериментальное исследование.
Объект исследования: позитивное отношение дошкольников к природе.
Предмет исследования: содержание интегрированных образовательных областей как средство экологического воспитания.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание младших дошкольников будет осуществляться более эффективно, если:
- непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию младших дошкольников будет проводиться в условиях интеграции образовательных областей;
- учитывать возрастные особенности детей и использовать доступный дидактический материал экологического содержания.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение;
-эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент; методы опроса: беседа, анкетирование;
База исследования: Московская обл., г. Химки, МБДОУ №17"Аистенок"
Диагностика экологической воспитанности младших дошкольников.
Нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов:
1. Этап – констатирующий, выявляющий начальный уровень экологической воспитанности.
2. Этап – формирующий, педагогическая деятельность по данному направлению.
3. Этап – контрольный, выявляющий уровень экологической воспитанности младших дошкольников, после проведения формирующего эксперимента.
Экспериментальная база нашего исследования: детский сад «Аистенок». В экспериментальном исследовании принимали участие 11 дошкольников младшего возраста, составляющих констатирующую группу и 11 дошкольников младшего возраста – экспериментальную группу.
Констатирующий этап эксперимента был осуществлен в сентябре 2015 года. На констатирующем этапе нами использовалась диагностика под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, выявляющая уровень экологической воспитанности младших дошкольников, и степень овладения программным содержанием.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить критерии уровня экологической воспитанности младших дошкольников;
2. Подобрать диагностический материал и оборудование;
3. Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:
-во-первых, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам :
-во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников следует необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний :
1) знания о неживой природе;
2) знания о растительном мире;
3) знания о мире животных.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах:
Уровень Контрольная группа(11 детей) Экспериментальная группа(11детей)
высокий - -
достаточный 6 чел. (54,5 %) 8 чел. (72,7 %)
недостаточный 5 чел. (45,5 %) 3 чел. (27,3 %)
Результаты проведенного констатирующего исследования свидетельствуют о том, что обе группы по уровню экологической воспитанности существенно не отличаются. Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне экологической воспитанности. Выявленные в ходе исследования уровень экологической воспитанности является недостаточным, так как дети в контрольной и экспериментальной группах не имеют высокий уровень экологической воспитанности.
На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что дети в контрольной и экспериментальной группах самостоятельно не могли справиться с заданием, с детьми переведенных из первой младшей группы работа по экологической воспитанности осуществлялось не систематически.
Дети со средним уровнем сформированности экологической воспитанности не всегда могут аргументировать свой выбор. У детей есть заинтересованность в выполнении задания. Детей увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. В основном знают представителей животного мира, но затрудняются в назывании отличительных особенностей. Называют не все части растений, деревьев. Часто не знают корни, стебель. Некоторые затрудняются назвать ветки.
Дети с низким уровнем практически не справляются с заданиями. У детей наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения. Они часто допускают ошибки в назывании представителей животного мира и определении их характерных признаков. Допускают ошибки в классификации растений, не могут назвать их характерные признаки. Не выделяют части дерева, растения или выделяют какую-то одну часть. Кто-то называет только ствол, некоторые листья. Времена года также не всегда называют правильно. Некоторые путают осень и лето. Не могут назвать характерные признаки сезонов.
Формирующий эксперимент был осуществлен в период с 1 сентября 2015 по 1 марта 2016 учебного года. В эксперименте участвовали 11 младших дошкольников экспериментальной группы.
Цель формирующего эксперимента заключалась в подтверждении гипотезы о том, что в условиях интеграции образовательных областей уровень экологической подготовки будет осуществляться более эффективно.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Разработать комплекс мероприятий для непосредственно образовательной деятельности и для повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников, в условиях интеграции образовательных областей.
2. Апробировать разработанный нами комплекс занятий на дошкольниках экспериментальной группы.
При разработке комплекса мероприятий – мы опирались на следующие источники: программы направленные на экологическое воспитание дошкольников : «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова, «Юный эколог» (С. Н. Николаева); методические рекомендации: Н. Рыжова, В. Зебзеева, Т. Зенина, С. Н. Николаева, Л. Павлова.
В эксперименте участвовали 11 детей младшей группы. Для осуществления второго этапа исследования нами были использованы комплексные занятия, направленные на экологическое воспитание младших дошкольников. В работе с младшими дошкольниками по экологическому воспитанию мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, литературы, прогулок, а также организации самостоятельной деятельности, то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.
1. Занятие: «Поможем медвежонку». Конспект итогового занятия в младшей группе
2. Занятие: «День рождения колобка»
3. Занятие: «Выпал снежок» (Непосредственная образовательная деятельность)
4. «Что растет на нашей грядке?» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе.
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).
Если основной целью занятия является ознакомление детей с окружающим миром, на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности
3 этап – контрольный эксперимент.
На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий – на занятиях – по повышению уровня экологического младших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Сравнительные результат контрольного этапа:
Уровень эк. вос-ти Контрольная группа(11 детей) Экспериментальная группа(11 детей)
конст. экс. контр. экс. конст. экс контр. экс.
высокий - 18,1% - 63,6%
достаточный 54,5 % 72,7% 72,7 % 36,4%
недостаточный 45,5 % 9% 27,3 % -
Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологической воспитанности младших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, прогулки.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности младших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем четырем показателям
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
На последних стадиях работы по формированию начал экологической культуры произошли положительные изменения в поведении, ответах, поступках детей со средним и низким уровнем развития.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению экологической воспитанности младших дошкольников на занятиях достаточно эффективен.
Дидактические игры, используемые во время работы, также вызывали положительные эмоции. Детям было радостно и они были готовы воспринимать и усваивать все, что несла в себе игра. С игрой даже дети с низкими показателями быстрее стали включаться в деятельность, вникали в ее содержание, запоминали разные сведения. Посредством игровых ситуаций у детей начало формироваться осознанное отношение к растениям. Дети стали понимать, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуется определенные условия; дети добровольно стали включаться в уход за ними.
Если в начале работы эти дети не отличались особой активностью, особенно дети с низкими показателями, то в конце их активность заметно повысилась. Дети стали чаще отвечать, активно включаться в практическую деятельность. Ответы стали более развернутыми, а не односложными.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В реализации задач экологического воспитания младших дошкольников в рекомендации для воспитателей: различных видов детской деятельности играет крайне важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения. Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.
Результаты экспериментальной работы подтверждают эффективность экологической воспитанности младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей. Исследование проводилось во второй младшей группе. В начале эксперимента уровень сформированности экологической воспитанности у детей младшей группы не отличался. На контрольном этапе исследования было выявлено, что 11 детей являющиеся экспериментальным, уровень сформированности экологической воспитанности значительно увеличился. Таким образом, наша гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
На основе результатов проведенной исследовательской работы нами были предложены следующие рекомендации для воспитателей:
1. Необходимо осуществлять преемственность интеграции образовательных областей в ДОУ.
2. При организации экологической воспитания основываться на важнейших принципах интеграции образовательных областей.
3. Чаще применять активные методы и приемы образовательных областей.
4. Реализовывать интеграцию образовательных областей разных видах детской деятельности.