Анна Абильмажинова
Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений»
Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияла на интерес к чтению и к книге, как у взрослого, так и у ребенка. Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Публикация «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств и взаимоотношений, она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоциями. Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального, познавательного развития личности. Благодаря книгам ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. И наша задача как педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать и развивать и в этом нам огромную помощь может оказать художественная литература. Именно художественное произведение может стать источником для познавательно – исследовательской деятельности детей.
Метод экспериментирования - один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира используемый в работе с детьми дошкольного возраста. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Процесс детского экспериментирования можно эффективно сочетать с процессом ознакомления со сказками, как один из эффективных вариантов развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Мы хотим представить вам опыт нашей проведенной исследовательской работы по русской народной сказке «Колобок» в старшей группе.
Все началось с того, что дети с музыкальным руководителем готовили мюзикл по сказке «Колобок» и прейдя с репетиции стали делиться впечатлениями. Кто- то из ребят стал смеяться и говорить, что это сказка для малышей, а они уже большие.
Мы поддержали интерес ребят и решили прочитать сказку еще раз и разобраться все ли так просто в сказке.
Надо сказать, что существует несколько вариантов этой сказки и при внимательном прочтении ребята заметили разницу. В одной старуха по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала горсти две муки.
А в другой взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две.
У ребят возникли вопросы, что обозначают эти слова: амбар, короб, сусека, пригоршня, горсть.
- Почему бабка испекла, какой - то колобок, а не просто хлеб? Откуда такое название?
Если колобок – это, всё-таки, хлеб, как же его готовили?
- Как и где пекли хлеб раньше?
-Какие ингредиенты нужны для выпечки хлеба?
- Почему «Колобок» может катиться?
Вопросов возникло много и для их решения мы подключили к нашей работе родителей.
Дети с удовольствием делились своей информацией друг с другом, ребята подготовили дома с родителями небольшие сообщения о том, что обозначают старинные слова, поделились рецептами «колобков», а некоторые испекли и угостили всех чудесными, вкусными и душистыми колобками.
В группе развернулась целая лаборатория по изучению муки, ее свойств, качеств и разновидностей. А также ребята знакомились со свойствами соли.
Мы замешивали соленое тесто и лепили с ребятами колобков, а затем их раскрашивали.
Работа на столько увлекла ребят, что останавливаться они не хотят и теперь решают какую сказку они прочитают повнимательнее.
Если внимательно вчитывается в художественное произведение, оно может стать основой для исследовательской деятельности. Для Вас мы подготовили небольшую подборку таких произведений
Русская народная сказка «Курочка ряба» - знакомство с законами физики, свойства куриного яйца.
Русская народная сказка «Вершки и корешки» - посадка семян, условия для роста растений, классификация по двум признакам (съедобные и несъедобные части растения);
Русская народная сказка «Колобок» - знакомство со свойствами муки, соли;
Русская народная сказка «У страха глаза велики» - измерение жидкости, использование разных сосудов;
Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк» - опыты с водой, свойство замерзать;
Русская народная сказка «Снегурочка» - знакомство со свойствами льда и снега;
Русская народная сказка «Лапоть соломинка и пузырь» - формировать представление о плавучести предметов и их свойствах.
Украинская народная сказка «Колосок» - проследить путь от зернышка до хлеба
Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» - знакомство с разными способами очистки воды ;
Английская сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка» - расширение представления у детей о свойствах природного материала, используемого для строительства домов.
Венгерская сказка " Два жадных медвежонка", деление на части.
Сказка В. В. Бианки «Как муравьишка домой
спешил» - уточнить знания детей о насекомых, условиях их жизни, их пользе для человека и природы;
Г. Остер «38 попугаев» - измерение длины с помощью условных мерок;
Н. Носов "На горке" - опыты : свойства льда, трение.
Н. Носов «Мишкина каша» - измерение сыпучих веществ и счет.
Муур Лилиан «Крошка Енот и тот, кто сидит в
пруду» - опыты : отражение в воде, от разных поверхностей;
Рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка» -
знакомство с законами физики, закон Архимеда;
Сказка В. Сутеева "Яблоко" - деление на части;
Сказка В. Сутеева "Кораблик" - конструирование из любого материала, изучение плавучести разных материалов;
Стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» - знакомство со свойствами воды и мыла, образование мыльных пузырей;
Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» - знакомство с плавучими материалами;
Мы убеждены, что художественные произведения позволят Вам раздвинуть границы реального мира, и создадут предпосылки, побуждающие каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок станет не просто слушателем, а активным
участником поисково-исследовательской деятельности.
Успешной Вам работы.