Немцева Анна Николаевна
«Опыты с водой. Водяные весы». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Опыты с водой. Водяные весы»
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с составом воды (кислород);
• познакомить с изготовлением водяных весов;
• закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается;
• дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Развивающие:
• развивать познавательную активность, любознательность детей в процессе экспериментирования;
• развивать смекалку, наблюдательность, любознательность;
• развивать речевую активность детей, связную речь;
• развивать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Воспитательные:
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату;
• воспитывать аккуратность при работе с различными материалами;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, карандаш или палочка; три стаканчика, водный термометр; высокая большая банка, маленькая банка, термометр для воды, деревянный цилиндр, гайка, картон, вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда, минеральная вода.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
За руки мы все возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Что-то новое узнать?
Что ж, можем начинать.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть учеными-исследователями и провести несколько опытов. А с чем мы сегодня будем работать, вы узнаете, отгадав загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без. (Воды)
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о воде. Дети проходят за столы.
Опыт «Друзья»
Воспитатель: У меня в руках бутылка с водой, закрытая пробкой. Потрясем ее. Что вы видите? (В воде пузырьки)
Воспитатель: У вас на столе стакан с водой. Возьмите палочку и быстро двигайте ею в воде. Что происходит в вашем стакане? (Ответы детей)
Воспитатель: Что мы наблюдаем? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можем сделать? (Ответы детей)
Вывод. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.
Опыт «Пузырьки - спасатели»
Воспитатель: Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Бросьте в оба стакана кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? (Ответы детей)
Вывод. Пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Воспитатель: Возьмем три стакана. В один нальем холодную воду, в другой – теплую, в третий – горячую воду. (Проводит опыт воспитатель, дети наблюдают). В каждый стакан опустим по кусочку льда.
Воспитатель: Что происходит? (Ответы детей)
Воспитатель: К какому выводу мы пришли? (Ответы детей)
Вывод. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Воспитатель: Ребята, давайте измерим температуру воды. (В одной емкости теплая вода, в другой - холодная). Опустите термометр для воды сначала в емкость №1. Затем в емкость №2. Какой вывод сделаем?
Вывод. Температура воды в емкостях разная.
Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Опыт «Водяные весы»
Воспитатель: Маленькая пластмассовая банка плавает в большой банке. Начинаем класть разные предметы в маленькую банку. С каждым новым предметом банка все глубже опускается в воду. Что происходит с водой в большой банке. (При этом уровень воды в большой банке повышается).
Вывод. Уровень воды изменился.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие опыты проводили? (Ответы детей)
Воспитатель: К каким выводам пришли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)