Ирина Анисимова
«Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок познаёт окружающий мир, воспринимая целостность и разделённость его явлений через слова. Слова могут сопоставляться или противопоставляться как по форме (звучанию и написанию, так и по содержанию (значению слов). Во второй половине XX века в языкознании для обозначения сопоставляемых явлений стал применяться термин «оппозиция» (от лат. оppositio – противоположение). Понятие «оппозиция» используется для противопоставления двух или нескольких однородных единиц языка с целью выявления различий между ними.
Публикация «„Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников“» размещена в разделах
Французский лингвист Ш. Балли говорил о том, что абстрактные понятия в нашем сознании заложены парами, каждое из слов, так или иначе, вызывает представление о другом.
Тексты сказок всегда были источником познания мира детьми. Образы, заложенные в сказках, отражают пространственные и временные, качественные и количественные оппозиции : долго ли - коротко ли, между небом и землей, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, чудо чудное, диво дивное.
Сказки, с одной стороны, представляют собой богатый оппозициями материал, с другой стороны, имеют форму, приемлемую для восприятия лексических понятий детьми дошкольного возраста.
Я проанализировала программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения. И сочла возможным и необходимым дополнить список произведениями, в которых словесные оппозиции проявляются наиболее ярко, в частности, сказками Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера, «Сказками для мультфильмов» Г. Остера.
Анализ исследований по обогащению словаря детей 5 – 6 лет показал, что специфических работ, подробно и структурно описывающих методику работы над оппозициями, на данный момент не существует. Я считаю, что изучение слов и явлений окружающего мира через понятие оппозиции представляет собой благоприятную возможность для расширения словарного запаса дошкольника и вижу актуальность создания теоретических и практических материалов по этой теме.
В связи со спецификой возраста детей я опираюсь на классификацию, предложенную в словаре лексикологических и фразеологических терминов:
1. Явная оппозиция : активный словарь – пассивный словарь;
2. Бинарная оппозиция (двучленная);
3. Многомерная оппозиция;
4. Привативная оппозиция (член оппозиционной пары относится к производному члену с отрицательным значением: свободное словосочетание / несвободное словосочетание);
5. Непривативная оппозиция (разнокорневые члены оппозиционной пары : лексическое значение/грамматическое значение).
В качестве оппозиций в нашей работе мы отобрали слова, относящиеся к эквиполентной оппозиции : синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Словарная работа в ДОУ занимает важное место в развитии речи. Своевременное развитие словаря – это :
• важное условие умственного развития ребёнка (т. к. бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребёнка);
• один из важных факторов подготовки ребёнка к школе;
• влияние на эмоциональное, нравственное развитие ребёнка.
Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Благоприятную возможность для расширения словарного запаса дошкольника представляет собой изучение слов и явлений окружающего мира через понятие оппозиции, так как оппозиция проявляет и демонстрирует системные связи, существующие в природе, обществе, мышлении, языке, речи. Оппозиты являются необходимым средством классификации знаний человека о мире. Пытаясь разобраться в явлениях окружающего, ребёнок стремится всё классифицировать. Чувствуется тяга ребёнка к симметричности, к такой классификации явлений мира, где каждому явлению есть противоположная пара.
Оппозиции в системе русского языка отображаются через явления многозначности (полисемии) и омонимии, наблюдаются в синонимических рядах, антонимических парах и паронимах. Существуют более тонкие аспекты восприятия оппозиции в языке, но на уровне речевого развития дошкольников я их не рассматриваю.
В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта: 1) освоение ребёнком значения слова, соотнесённости слова с предметом или явлением реального мира; 2) усвоение слова как единицы лексической системы, его связи с другими лексическими единицами. Бедность словаря мешает полноценному общению и развитию ребёнка. С методической точки зрения, словарная работа - один из важных факторов подготовки ребёнка к школе.
Я считаю, что сказка – наиболее благоприятный материал для освоения понятия оппозиция, позволяющий расширить словарный запас детей и упорядочить их представление об окружающем мире. Этому способствуют как народные, так и авторские сказки.
Помимо выразительного чтения сказок «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», «Финист – ясный сокол», «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла в переводе Б. Заходера, «Сказки для мультфильмов» Г. Остера, я провели беседу, сделала образы главных героев сказок участниками и помощниками на наших занятиях.
Все найденные оппозиции я включила в таблицу.