Татьяна Кунаева
Описание коррекционно-развивающей работы с ребенком инвалидом
▼ Скачать + Заказать документы
Все усилия педагогов по подготовке к школе и успешной интеграции ребенка с двигательной патологией, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителями. Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса, отрабатывая и закрепляя навыки и умения у ребенка, сформированные специалистами (логопедом, педагогом-психологом, воспитателем и тьютором). Это обеспечивает необходимую эффективность коррекционной работы, ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.
Рекомендации:
Публикация «Описание коррекционно-развивающей работы с ребенком инвалидом» размещена в разделах
Акцентировать свое внимание на физическое воспитание, как важнейшую составляющую в системе обучения, воспитания и лечения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Необходимо активное взаимодействие родителей со специалистами, осуществляющими коррекцию двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК).
Физическое развитие
В силу первичности двигательных нарушений и огромного значения тонких движений пальцев рук для дальнейшего развития ребенка, следует включать в занятия и развитие мелкой моторики, функции осязания и умения узнавать предметы на ощупь. Осязательная функция имеет большое значение для развития познавательных возможностей ребенка. Ее недостаточность приводит к тому, что задерживается формирование целостного представления о предметах. Для преодоления подобных нарушений следует учить ребенка узнавать на ощупь различные по величине и по форме предметы, определять фактуру материала (наждачная бумага, ткань, мех, различать поверхность предметов (гладкий-шероховатый, ровный–неровный, колючий–мягкий, выбирать предмет по речевой инструкции (игра "Чудесный мешочек", определять его температуру (горячий - холодный). Занимаясь лепкой или рисованием, следует воспроизводить тот предмет, образ которого формировался на основе тактильно-двигательного восприятия.
Одной из проблем, которыми страдает ребенок с НОДА, является нарушение праксиса позы, испытывая трудности при захвате предмета рукой. В этом случае, необходимо с помощью совместных действий, путем наложения своей руки на руку ребенка постепенно научить его элементарным предметным действиям (с игрушкой, карандашом, фломастером, ложкой). При этом необходимо постоянно подбадривать ребенка и внушать ему надежду на успех.
На конкретных примерах показать, как нужно удерживать в руке предмет и как узнавать его на ощупь. Для этого нужно использовать различные по форме игрушки (шарик, кубик, яичко от киндер-сюрприза, свисток и др., размер, которых, не должен превышать величину ладошки ребенка. Учить произвольно, брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, класть на место. Его также нужно обучить ощупывать свои руки, ноги, другие части тела, игрушки.
Для развития точности движений пальцев рук следует строить различные фигуры на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных геометрических фигур. Хорошие результаты в формировании двигательных навыков дают следующие упражнения: надевание колечек, бус на проволоку; продевание через отверстия шнурков; а также застегивание, расстёгивание, развязывание шнурков, пуговиц, молний. Игры с пальчиками.
Речевое развитие
Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. С первых дней жизни, речь ребенка инициируется родителями. Для этого необходимо постоянно стремиться к речевому контакту с ребенком, т. е. постоянно разговаривать с ним, проговаривая все, что она делает с ребенком, или они с ребенком делают совместно.
Известно, что чем раньше организована логопедическая помощь, тем большего эффекта в развитии речи ребенка можно ожидать. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и неукоснительно их соблюдать. Средства речи могут быть сформированы у ребенка лишь в результате длительного процесса развития и автоматизации речевых навыков, т. е. длительных тренировок и повторов заданий, которые дает логопед.
Родители должны знать о том, что речь взрослого:
- по своему содержанию должна соответствовать возможностям понимания ребенка;
- должна быть медленной, внятной, достаточно громкой (но не очень) и выразительной.
Самообслуживание
Формирование навыков самообслуживания имеет колоссальное значение для развития ребенка с НОДА.
Мотивация к осуществлению самостоятельных действий формируется у детей с раннего возраста. Это чрезвычайно важный навык, который обеспечивает не только формирование санитарно-гигиенических навыков у ребенка, но и в будущем обеспечит ему достаточный уровень социальной адаптации. Ребенка важно научить самостоятельному приему пищи, умению брать ложку, самостоятельно есть, держать кружку и пить из нее. Если двигательные возможности ребенка не позволяют удерживать столовые приборы в нужном положении, можно пользоваться специально изготовленными приборами (в данном случаи облегченными).