Ирина Пиксайкина
Оказание психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2, п. 16).
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом развитии, которые часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем, к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним с ОВЗ определяется как комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с педагогами ДОУ, сверстниками, родителями и окружающим миром.
Диагностическая функция обеспечивает возможность прогнозирования для дальнейшего развития ребенка, проявления у него в будущем тех или иных затруднений, обусловленных выявленными особенностями развития самого ребенка и социальной ситуации его воспитания и развития. Учет характера испытываемых ребенком и его семьей трудностей позволяет определить наиболее оптимальные условия его воспитания и развития, содержание и объем необходимой ему и его семье психолого-педагогической помощи.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
- определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладения ребенком соответствующими формами деятельности и общения.
Коррекционная функция предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка с ОВЗ, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психических функций. Реализуется коррекционная функция в процессе специально организованной предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых (родителей) с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий специалистов и педагогов.
Занятия позволяют решить ряд задач:
• Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
• Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
• Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
• Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.
Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с воспитателями, работающими с детьми с ОВЗ и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка.
Специфические особенности, типичные для с ОВЗ, которые влияют на их когнитивное развитие:
1) медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;
2) низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;
• нарушение целеполагания и планирования действий;
3) неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);
4) необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция).
5) нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.
Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.
Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста сограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога : деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности.
Главной целью в создании модели сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической и педагогической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.