Синицына Кристина
Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей
▼ Скачать + Заказать документы
«Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей»
Одна из главных задач Службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей – обеспечение условий для продолжительного и комфортного пребывания детей в приемных семьях, их развития, воспитания и социальной адаптации. Создание комплексной поддержки приемных семей помогает реализовать эту задачу в полной мере.
Публикация «Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей» размещена в разделах
Прежде всего, обеспечить условия для существования регулярного доступного психолого-педагогического и социального сопровождения семей, начиная с периода, когда родители стоят на пороге принятия судьбоносного решения об устройстве ребенка в семью, и заканчивая периодом подготовки и вхождения ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.
Одним из направлений работы Службы по сопровождению приемных родителей является логопедическая помощь детям, воспитывающихся в замещающей семье.
Цель работы учителя-логопеда при взаимодействии с кровной и замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества родителей и специалиста, в результате чего будут достигнуты результаты предупреждения или коррекции речевых нарушений.
Для достижения данной цели учителем – логопедом выполняются следующие задачи:
- проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;
- познакомить кровную и приемную семью с особенностями речевого развития и обучения ребенка;
- оказать помощь кровной и приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка в данном направлении.
В связи с реструктуризацией работы логопеда, внесены изменения в логопедическую документацию :
1. Положение о логопедическом пункте;
2. Протокол первичного обследования;
3. Карта - отзыв об оказанной логопедической услуге;
4. Журнал сопровождения.
Виды оказания логопедической помощи
1. Логопедическое обследование ребёнка.
2. Консультация по результатам обследования.
3. Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые).
4. Консультация по раннему речевому стимулированию (дети до 3-х лет).
5. Лекции на тему речевого развития ребёнка.
В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно
выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное.
Консультативно - просветительское направление. В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, получение ими конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы. Так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.
С приемными родителями проведены следующие консультации:
- «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей».
- «Особенности развития речи ребенка 3-4 лет»
- «Как стимулировать развитие речи ребенка?»
В ходе индивидуальных консультаций логопед подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе родителей нацеливают на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей :
- Развитие просодической стороны речи;
- Коррекция звукопроизношения;
- Совершенствование лексико-грамматических категорий речи;
- Развитие связной речи;
- Коррекция нарушений письменной речи.
Используются разнообразные логопедические технологии :
• Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастики;
• Пальчиковая и ручная гимнастики;
• Зондовый и логопедический массаж;
• Песочная терапия в логопедии;
• Кинезиология в логопедии;
• Элементы Су-Джок терапии.
Приемные родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества.
Необходимо понимать, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку. И она вправе сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.
Синицына К. А. учитель – логопед