Наиля Нефедова
Обучение учащихся 1 классов математическим задачам
▼ Скачать + Заказать документы
Роль задач на начальном этапе обучения.
В процессе решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.
Публикация «Обучение учащихся 1 классов математическим задачам» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел
первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Именно в первом классе начинает
складываться поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения
задачи.
Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое
использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках
математики.
Предмет исследования – моделирование проблемной ситуации при решении
сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.
Гипотеза исследования: предположим, что наиболее успешное формирование
навыков решения текстовых задач будет происходить при следующих условиях:
1. Будут использоваться различные формы, методы и приемы для возможности
использования личного опыта детей при решении задач в первом классе;
2. Будет использована технология поэтапного формирования решения сюжетной задачи;
3. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование
практических умений по данной проблеме;
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи :
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;
3. Выявить эффективные условия и особенности формирования логического мышления,
представления о содержании задачи;
4. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему ;
5. Подвести итоги, сформулировать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных условий,
педагогический эксперимент;
Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное
учреждение – "Средняя школа №64» г. Ульяновска.
Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с
содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя
сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты
задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно,
нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению,
не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным.
Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю
работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс
решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов:
1. Восприятие и первичный анализ задачи.
2. Поиск решения и составление плана решения.
3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.
4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответ а на вопрос
задачи.
Остановимся на содержании первого этапа – восприятие и первичный анализ
задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко
представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны
между собой данные (числа, величины, значения величин? Какими отношениями связаны
данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения,
некоторое утверждение?
Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа
решения текстовой задачи :
1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие
в ней. ( Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну
– две минуты после чтения задачи учитель просит двух – трёх учеников рассказать, что
они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя
задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По
его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.).
2. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает
как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по
ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно
разбиение текста на части, описывающего: а) начало события; б) действие, которое
произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат
действия.
Переформулировка текста задачи : замена данного в нём описания ситуации другим,
с о х р а н я ю щ и м в с е о т н о ш е н и я и з а в и с и м о с т и и и х
количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки
– отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных
элементов задачи.
Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о
которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде
рисунка или чертежа.
Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания
задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а
следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.
Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний
слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.
В процессе решения разнообразных текстовых задач нетрудно заметить много
общего. Возникает необходимость выделить это общее, изучить его и целенаправленно
использовать.
Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень
важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые
связаны с действием, соответствующим сюжету.
Ориентация на жизненный опыт учащихся
Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при
решении задач повышается, если их текст сформулирован на основе разнообразных
задачных ситуаций взятых из жизни. Сформулированные на их основе задачи могут
содержать:
Избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения
требования задачи, например: «Оля купила 6кг груш, а ее подруга Света на 3кг больше.
Сколько заплатила Оля за свою покупку, если 1кг груш стоит 46 рублей?»
Недостаточно информации для выполнения требований, так в задаче : «Найти длину
и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 2
метра» – недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу,
необходимо её дополнить недостающими данными.
3. В задачах с неполными условиями, дети, на основе своего житейского опыта, должны
для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Пример такого задания :
«Сколько лап у трех жуков?».
Разнообразные формы самостоятельной работы
Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает
ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни,
расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие
математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в
повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической
деятельности.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического
развития, глубины освоения учебного материала.
Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде
всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы
учить этому других.
Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т. е. ее знаковая модель - это
и есть задача. Итак, генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной
ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу - как
знаковую модель проблемной ситуации.
Известный русский методист В. А. Евтушевский так охарактеризовал функции
сюжетных задач в обучении начальной математике : «Задачи, предлагаемые в классе,
заключают в себе живой материал для упражнения мышления ученика, для вывода
математических правил и для упражнения в приложении этих правил в решении частных
практических вопросов».
Итак, понятие «задача» имеет несколько определений, которые представлены выше,
а так же дана общая характеристика текстовой (сюжетной) задачи.
Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает
сформировать:
1) умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и
математических символов;
2) представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи;
3) понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;
4) навыков чтения;
5) умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели и
обратно и др.
Именно второй подход позволяет в большей степени формировать общее умение
решать текстовые задачи.
Чтобы научить ребёнка решать текстовые задачи, учитель должен в разумном
сочетании использовать оба подхода. А всё многообразие методических рекомендаций,
связанных с обучением младших школьников решению задач, целесообразно
рассматривать преимущественно с точки зрения второго подхода.
Детям предоставляется возможность анализировать и разрешать житейские ситуации,
требующие умения находить геометрические величины (дальность и длительность,
анализировать зависимость между ними. В соответствии с требованиями нового
образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.
Так же предлагаются заведомо неправильные задачи, где требуется выявить, что
именно неверно: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и7 мешков с гречкой.
Сколько раз танцевала на балу Золушка с принцем?» В данном случае неверно
сформулирован вопрос задачи.
Сначала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает
ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни,
расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие
математические и нематематические задачи.
Используемая литература
1. Нефедова Математика. 1класс : учебник в 2ч. - М., Астель 2014г.
2. Нефедова. Математика. 1класс. Методические рекомендации: пособие для
учителей / – М., Астель, 2014.
3. Нефедова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс : методические
рекомендации / 2011.
4. Социальная сеть работников образования - Интернет. nsportal.ru Паромова
А. А. Современный образовательный процесс в начальной школе