Валентина Качалина
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Багаевская СОШ № 2
Учитель начальных классов
Качалина Валентина Васильевна
Тема: Поговорим о Конституции.
Цели: 1. воспитывать уважение к Конституции РФ, государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;
2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;
3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции; правах и обязанностях гражданина РФ; государственных символах РФ.
Публикация «Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: презентация, таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки», Конституция.
Ход урока
I Организационное начало мероприятия.
Слайд №2
Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек».
- Что для человека ценней всего?
(учитель достает клубок шерстяных ниток)
- Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь».
- Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.
(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)
- Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.
- Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция)
II Целеполагание.
Слайд №2
- Что такое Конституция?
(мозговой штурм)
- Для чего она нам нужна?
- Определите тему нашего классного часа.
III Рассказ учителя.
- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума).
Слайд №3,4.
- В нашей Конституции сказано, во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т. е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что нельзя.
IV Беседа.
- Какие права и обязанности, записанные в Конституции, вы знаете?
(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)
- Как понимаете?
Право на жизнь
право на труд
право на образование
право на охрану здоровья
V Физминутка.
- Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)
(физминутка «Как живешь?»)
- Каким правом мы воспользовались? (на отдых)
VI Беседа о символах России.
Учитель:
- Ребята, сегодня наша линейка началась с гимна РФ. Как вы думаете, почему?
(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)
Государственный гимн является официальным символом любого государства.
-Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?
Слайд №5
Прослушивание гимна
- Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
-Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)
-Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
-Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)
-А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?
Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах.
Слайд №6
-Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)
-Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?
Слайд №6
Герб.
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла — это герб Москвы — Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.
Учитель:
1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)
2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)
3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)
Учитель:
- Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ.
Ученик
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию,
страну,
Родину свою одну!
Учитель: Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т. к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.
VII Игра «Загадки-сказки».
Игра «Кто нарушил право?»
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.
1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)
2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? ( ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)
Слайд №8
- Какие права и обязанности героев сказки А. Толстого были нарушены?
• Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.
• Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.
• Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.
• Дуремар вылавливал в озере много пиявок.
• Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.
VIII Итог.
1. Беседа.
- Что такое Конституция?
- Когда принята?
- Когда празднуем День Конституции?
- Для чего нам нужна Конституция?
2. Игра «Полёт на воздушном шаре».
Слайд №9
- Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки). Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.
- Объясните ваш выбор.
IX Рефлексия.
Слайд №10
- Закончите предложение.
Мне показалось важным …
Я понял, что …
Я почувствовал, что …