Гаврилова Галина
Консультация для педагогов «Обучение счёту, сложению и вычитанию с помощью счётных палочек Н. А. Зайцева»
▼ Скачать + Заказать документы
На интеллектуально-развивающем кружке «Умники и умницы» при обучении счёту дети учатся считать, выполнять сложение и вычитание с помощью палочек Зайцева. Николай Александрович Зайцев, педагог из Санкт- Петербурга. Разработал обучающие программы для дошкольников, прекрасно работающих и применяемых педагогами России.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение счёту, сложению и вычитанию с помощью счётных палочек Н, А, Зайцева“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
Сначала я познакомила детей с пособием. Оно состоит из 20 деревянных брусочков и деревянной доски - планшета, разделённой на две части голубую и жёлтую. Вся доска на жё лтом и голубом фоне разделена на полосочки: белую и серую, совпадающую по разметке со счётными палочками. Сначала мы с детьми были строителями. С помощью палочек конструировали колодец, башню, качели, солнышко, буквы, цифры и т. п.
При игре со счётными палочками у ребенка задействованы 3 сенсорных области: слуховая, зрительная, тактильная. А это способствует лучшему запоминания, учитывая наглядно – образное мышление детей.
Суть методика Н. А. Зайцева заключается в том, что ребёнок сразу видит все числа от 0 до 99, всю сотню сразу. Где представлено не просто количество, а весь числовой ряд виде стройной системы. Сложение и вычитание происходит не в уме, а с опорой на наглядность. Сначала вычисления выполняются на основе образа цифр, постепенно действия происходят в уме, без опоры на наглядность.
Каждая палочка состоит из 10 кубиков. Исходное положение при счёте в нижней, голубой половине. «Ребята, проставьте, что все кубики находятся в море, под водой. Мы с вами будем поднимать кубики на «солнце, сушу» (жёлтая половина доски) и считать: 1, 2, 3…10, 11…. 20, 21. и так до ста.
Затем, можно осваивать счёт десятками до ста, т. е выдвигаем одну палочку из воды на солнце и говорим 10, вторую 20, третью 30 и т. п, так до 100.
Чтобы освоить сложение в пределах 10, решаем с детьми несложные задачки. В одном озере плавало 5 рыб – поднимаем с моря (голубого фона) первую палочку на 5 кубиков на сушу (желтый фон). А в другом озере плавало 3 рыбы. Поднимаем вторую палочку с моря на суше на 3 кубика. Сколько всего рыб плавало в двух озёрах? Дети. Посмотрите, где полосатику легче спуститься, где 5 или 3 рыбы? Правильно, где 3 рыбы. Опускаем нашу палочку и считаем на сколько мы опустились: 1, 2, 3. Соответственно и подниматься, там, где 5 рыб мы будем на столько, на сколько спустились, т. е. на 3. Посчитайте сколько всего рыб у нас над водой? (дети пересчитывают кубики на первой палочке) Правильно. В двух озёрах плавало 8 рыб.
У мамы было 9 яблок (выставляем с моря на сушу первую палочку и отсчитываем 9 кубиков, 4 яблока мама отдала детям (опускаем палочку на 4 кубика с суши под воду, в море). Сколько яблок осталось у мамы? (считаем сколько кубиков осталось на суше) Правильно, у мамы осталось 5 кубиков.
Так же на этой доске наглядно видно состав числа до 10. Выдвигаем на доске, начиная слева по одной палочке с моря на сушу по 1 кубику каждый раз. Мы ясно видим, что 10 – это 1 и 9, и т. д.
Дети очень быстро осваивают действия со счётными палочками в пределах 10. Далее учатся выставлять двузначные цифры. Например 17. Ребёнок выставляет на «солнце» одну палочку и говорит 10, продвигая вторую палочку и отсчитывают 7 кубиков. «Десять и ещё семь, семнадцать». Чтобы выставить 36, ребёнок по одной палочке выставляет с моря на солнце, считая сначала десятками: десять, двадцать, тридцать (здесь уже осваиваем счёт десятками, продвигая до упора 3 палочки, а четвёртую поднимает на 6 кубиков, проговаривая «Тридцать и шесть, это 36».
Больше всего дети любят считать не игрушки и конфеты, а деньги. Вы можете поиграть в магазин. К игре прилагаются купюры, можно сделать свои и с помощью счётных палочек вы можете посчитать сколько денег и какими купюрами вы можете оплатить покупку, какую сумму дать сдачи с той или иной купюры. Алгоритм счёта примерно одинаков, но с некоторым усложнением.
С помощью счетных палочек Н. А. Зайцева дети могут выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 20,100, 1000. После усвоения сложения и вычитания, переходим к умножению и делению. Можно посчитать площадь комнаты, снимая мерки с помощью коротких палочек 12,5 см.
Самое главное, что детям очень интересно считать, а если есть интерес, то будет результат. Методику Н. Зайцева можно применять не только в детском саду, но и дома родителям для раннего развития и обучения детей.