Светлана Волощук
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Важным этапом в становлении личностного опыта и развития ребенка является именно дошкольный возраст. У ребенка в этот возрастной период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.
Публикация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежедневно на дорогах по всей России происходят тысячи ДТП с участием детей. Особенно ситуация на дорогах ухудшается во время каникул. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым координация движений. Только знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил Дорожного Движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших дошкольников перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему ужес раннего возраста, в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.
В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей.». Дети постоянно подражают поведению взрослых. И наш пример должен быть правильным и безопасным. Очень часто можно наблюдать картину, как взрослые перебегают дорогу вместе с детьми за руку на красный сигнал светофора. Или часто мама уткнувшись в телефон идет беспечно по «зебре», а ребенок сам по себе шагает рядом.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка — это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по правилам дорожного движения обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Работа с дошкольных учреждениях должна проводится систематически, постоянно. Для профилактики ПДД, также должна быть работа с родителями, в виде консультаций, круглых столов, бесед, различных конкурсов. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с воспитанниками, воспитатель должен обеспечить и работу с родителями.
В силу своих физиологических особенностей дошкольник не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
Чтобы уметь хорошо ориентироваться на дорогах, необходим высокий уровень самоконтроля и воли, способность координировать свое внимание. Поэтому в процессе обучения дошкольника ПДД мы обращаем внимание на развитие его психо-физиологических качеств, которые обеспечивают его безопасность на улице.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.
Очень часто именно недостаточный опыт поведения на дороге, становится причиной ДТП. Именно от знаний и опыта в большей степени зависит способность человека к безопасному существованию в окружающей среде. Сейчас воспитателям сложнее организовать экскурсии и прогулки за территорию детского сада. Очень много надо оформить разрешений, собрать согласие родителей и организовать сопровождение. Родители привозят детей на машинах от дома, до детского сада. Также если возят на кружки или секции, у детей очень мало опыта поведения на дороге. Вот и получается, что дети не могут применить полученные знания на практике в достаточной мере.
Таким образом, проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения очень актуальна на современном этапе, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка - дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.