Татьяна Каменюк
Из опыта работы по формированию социального здоровья дошкольников «Обучение детей правилам этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
частного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 115 ОАО «РЖД»
г. Ульяновск
Каменюк Т. Г.
Что помогает человеку в общении с окружающими? Культура поведения. Именно она создает почву для эмоционального благополучия, комфортного самочувствия, и, естественно, из этого складывается успешная жизнедеятельность. Первичные представления о нормах и правилах поведения и знания, которые помогают уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, ребенок получает в семье и в детском саду. Ведь эти нормы и правила основаны на уважительном, тактичном отношении к личности другого человека. А если эти правила усвоены с детства, то они становятся привычными и полезными.
Публикация «Из опыта работы по формированию социального здоровья дошкольников „Обучение детей правилам этикета“» размещена в разделах
Ещё Антон Семёнович Макаренко говорил «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»
Перед нами педагогами стоит основная цель – научить детей общаться и строить отношения в обществе, знакомить с правилами культуры поведения, формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни, учить видеть свои недостатки в поведении иуметь их исправлять, воспитывать любовь и уважительное отношениек близким и окружающим людям и самому себе.
Изучив и разобрав задачи, которые нам нужно реализовать в процессе обучения, мы пришли к выводу, что обучение любого правила необходимо проводить в определенной последовательности:
1. Доступным способом мы даем ребенку знания о данном правиле;
2. Помогаем осознавать его необходимость и разумность;
3. Учим применять его практически.
Работу осуществляем по основным принципам:
1. Воспитываем детей в процессе их деятельности
2. Сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности.
3. Учитывая возрастные, индивидуальные и гендерные особенности
4. При единстве требований воспитателя и родителей.
Мы, взрослые, должны постоянно формировать у детей этичное поведение, подводить его к правильным поведенческим действиям, предостерегать от негативных поступков. Но для того, что бы у ребенка прививалось этичное поведение, мы поняли о необходимости соблюдения ряда условий:
1. У ребенка должен быть позитивный настрой;
2. Необходим положительный пример взрослых;
3. Единое отношение и требование к правилам семьи и детского сада.
Знакомство с правилами этикета, закреплениеи расширение имеющихся знаний (беседы, непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы).
Закрепление знаний через совместнуюдеятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации). Самостоятельное выполнение правил этикета, в соответствии с конкретной ситуацией.
Работу по обучению правил этикета нужно начинать с первых с первого дня поступления ребенка в группу и продолжать на протяжении всего периода. Это помогает детям быстрее адаптироваться в новом коллективе, найти контакт со взрослыми и сверстниками, а в дальнейшем, легко общаться со всеми окружающими и свободно, раскрепощенно чувствовать себя в различных ситуациях.
Обучение правилам этикета мы проводим в шести направлениях, которые направлены на решение определенной задачи.
1 направление «Волшебные слова». Здесь мы знакомим детей с культурой общения, с определенными правилами, выработанные человеком. Эти правила и есть ЭТИКЕТ. Основная цель направления: закрепление детьми общепринятых форм словесной вежливости (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинения и так далее). Воспитываем желание быть вежливыми.
Используем:
- беседы: «Путешествие в страну Этикета», «Кто придумал этикет?», «В стране вежливых слов»,
- составление рассказа из личного опыта «Наши добрые поступки», «Какое доброе дело я сделал»,
- чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Вежливое слово», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово», Т. А. Шорыгина «Вежливые сказки»,
- дидактические игры «Вежливый котик», «У меня зазвонил телефон», «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба».
2 направление «Где и как себя вести». В этом разделе мы знакомим детей с правилами поведения в общественных местах. Общественными – называются места, где собираются люди разного возраста, с различными взглядами, положением. Поэтому в таких местах необходимо соблюдать правила, чтобы не задеть интересы другого человека.
Используем:
- сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «В кафе», «В театре», «Путешествие на поезде»,
- дидактические игры: игры-лото «Как вести себя в гостях, дома, в транспорте, в больнице, парке», «Правила группы»,
- беседы (просмотр презентаций) «Как вести себя в детском саду, в транспорте, на улице в театре, в лесу, в гостях» и др.
- чтение художественной литературы: Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, О. Г. Сазонова «Правила для вежливых детей»,
- решение проблемной ситуации «Дойди до дома»,
- рассматривание иллюстраций, дидактических картинок.
3 направление «Гости». Ребенок часто ходит в гости или к нему приходят знакомые. И что бы он не чувствовал себя скованно, он должен вести себя как радушный, приветливый хозяин, или желанный гость. Знания гостевого этикетапомогут ребенку быть уверенным в себе и доброжелательным в общении.
Используем:
- дидактические и сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «Как дарить и принимать подарки», «Любимые игрушки в гостях у малышей», «День рожденье»,
- беседы: «Как вести себя в гостях», «Если гости к вам пришли», «Будь всегда вежливым»,
- чтение художественной литературы: Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, О. Г. Сазонова «Правила для вежливых детей»,
- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций.
4 направление «Когда я ем». В этом разделе мы знакомим детей с правилами поведения за столом, культуре еды, обучаем детей столовому этикету.
Используем:
- дидактические игры: дидактический кубик «Культура поведения за столом», «Кубик-рубик», «Найди ошибку»,
- Сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
5 направление «Наша дружная семья». Всем известно, что семья, внутрисемейные отношения играют огромную роль в жизни ребенка. Огромный мир для него сконцентрирован именно в семье. Поэтому нам необходимо раскрыть в первую очередь, что такое семья, как надо относиться к членам семьи. Донести до сознания ребенка, что надо быть дружными, учить сочувствовать, сопереживать. Через эти знания он познает, что такое родня, страна и мир в целом.
Используем:
- знакомство с семейными традициями и ценностями оформление фотовыставок «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем», «Здоровая семья - здоровый ребёнок»,
- дидактические и сюжетно-ролевые игры,
- беседы, чтение художественной литературы,
- рассматриваем фотоальбомов «Моя семья»,
- создание изучение генеалогического древа семьи, создание альбомов трудовые династии,
- просмотр мультфильмов: «Трое из Простоквашино», «Чиполлино» и др.
6 направлен
ие [/i]«Я и все, все». В этой части я раскрываем и воспитываем культуру внешнего вида, решаем с детьми, как понравиться людям; как нужно вести себя со старшими и младшими; когда и как можно помогать друг другу. Доброе и заботливое отношение друг к другу. Также знакомим с нормами поведения в общественных местах: театры, музеи.
Используем:
- дидактические и сюжетно-ролевые игры,
- беседы: «Как понравиться людям»,
-чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик – семицветик»,
- рассматриваем иллюстрации,
- просмотр мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Сестрички – привычки», «Замок лгунов».
Одной из эффективных и современных методик обучению правилам этикета могут служить - мнемотаблицы. Такие таблицы способствуют запоминанию информации, используя визуальные приёмы таблицы позволяют закреплять ранее полученную информацию. Развивают речь детей. Таблицы могут иметь самый разный вид и тему. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее. Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж
Работа с родителями. Индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники и досуги, семейные гостиные.
При соблюдении единых требований со стороны всех взрослых (родителей, педагогов, воздействующих на детей, при системной работе мы можем добиться того, что ребенок усвоит принятые нормы поведения, правила этикета, выработанные национальной культурой. Кроме этого, у детей сформируется привычка выполнять общепринятые правила вежливости, научаться культуре общения.