Юлия Бударина
Обобщенный опыт работы «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Условия возникновения опыта.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Публикация «Обобщенный опыт работы „Обучение дошкольников правилам дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
1. Актуальность и перспективность.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, пропаганда безопасности дорожного движения, повышение интереса дошкольников к углубленному изучению основ дорожной безопасности.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
2. Новизна.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования инновационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.
В работе по изучению правил дорожного движения я использую в своей работе метод проектов, мной были разработаны проекты «Мой безопасный маршрут»(подготовительная группа, «Дошкольникам о правилах дорожного движения»(средняя группа). Этот метод направлен на познавательно-исследовательскую, игровую, продуктивную, коммуникативную, двигательную, музыкально-художественную деятельности.
Мной часто используется такая инновационная технология, как проблемная ситуация, направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную и двигательную деятельность.
Считаю целесообразным использование в работе по данной теме ИКТ. Эти технологии направлены на познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную и коммуникативную деятельность. В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы :
- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе уже с детьми среднего дошкольного возраста использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.
Детское творчество один из любимых видов деятельности дошкольников. В связи с этим я использую «Творческие мастерские». Эта технология направлена на следующие виды деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную и двигательную (мелкая моторика).
Конечно же не обойтись в работе с детьми без игры, ведь игра- самый доступный вид деятельности для детей, это способ переработки впечатлений, знаний, полученных из окружающего мира. Игровой материал представлен дидактическими, настольно-печатными играм. Созданы условия для сюжетно-ролевых игр. В совместной и индивидуальной игровой деятельности дети используют макеты «Улицы города», «Проезжая часть», «Автопарковка».
Во время игровой деятельности старшие дошкольники составляют рассказы о ситуациях на дороге, разыгрывают сценки. Для этого активно используется иллюстративный материал.
Одним из часто используемых пособий является лепбук «Правила дорожного движения», в нем собрана различная информация, которая может быть использована как в образовательной, так и в игровой деятельности. В пособие включены материалы по всем образовательным областям.
Неотъемлемой частью работы по теме «Дорожная безопасность» является образовательная деятельность. Использование таких нестандартных форм, как экскурсия, целевая прогулка, встреча с инспектором ГИБДД вызывает у детей огромный интерес к данной теме.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
- Папки-передвижки по ПДД;
- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением инновационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную инновационными технологиями, образовательную среду.
3. Теоретическая база опыта.
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой,реализуемой в дошкольном учреждении, недостаточно полно освещен раздел «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», поэтому в своей работе я использую парциальную программу Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая была опубликована в 1997 году. В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
• игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
• Применение видеоматериалов;
• Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н. делят их на:
- опасности дома;
- опасности в природе;
- опасности на улице и дороге;
- опасности контактов с незнакомыми людьми.
Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности.
При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:
- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;
- формирование представлений о последствиях нарушения правил;
- включение в активную познавательную деятельность.
Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому я в своей работе использую различные дидактические игры, игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольные, подвижные игры, а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, просмотр мультфильмов, презентаций, отгадывание загадок, развлечения, досуги по данной тематике.
Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге я осуществляю совместно с родителями. Использую консультации, беседы, разрабатываю папки-передвижки, использую плакаты, фотографии на тему «Как мы изучаем правила дорожного движения в детском саду».
Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
4. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
5. Результативность опыта
Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса (приложение 2) позволяют сделать вывод об итогах работы :
- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
А также результаты анкетирования родителей (приложение 1) показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб. : «Детство – Пресс», 2009.
2. Вдовиченко А. А. Ребенок на улице. – СПб. : «Детство – Пресс», 2010.
3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. : «Детство – Пресс», 2010.
4. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы. - М. : «Скрипторий», 2010.
5. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Научно- практический журнал «Здоровье дошкольника» №4, № 2 ,2010.
7. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, С. Г. Комаровой. – М. : Просвещение, 2006.
9. Романова Е. А. Занятия по правилам дорожного движения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
10. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.
11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
12. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №6, 2011.
13. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М. : Педагогическое общество Россия, 2005.