Наталия Котова
Проблемы общения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Общение в радость»
В последнее время становлению эмоциональной сферы ребенка уделялось мало внимания, чего нельзя сказать об его интеллектуальном развитии.
Однако, как справедливо указывали А. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Темочки:
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Известно, что в процессе развития также происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняется его мировоззрение и отношения с другими, увеличивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Ее нужно развивать.
Отдавая большую часть времени телевизору и гаджетам, дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, но, именно разностороннее общение обогащает сенсорную сферу.
Кто, как не мы, воспитатели и педагоги, понимаем: на протяжении всего детства, буквально с пеленок, нужно стремиться воспитывать умение находить радость и позволять ребенку поддаваться ей со всей непосредственностью.
Все дети разные по своему характеру, интересам и эмоциональному развитию. И вливаясь в новую и необычную среду (детский сад, где нет родственников и друзей, а есть только взрослые, где другой характер общения – все это часто тревожит, беспокоит, вызывает слезы.
Эмоциональное напряжение и конфликтность в сфере детских отношений намного выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не осознают, какие чувства и отношения испытывают их дети, и, конечно, не придают большого значения дружбе, ссорам и сожалениям своих детей.
Для того, чтобы снять напряжение в группе, необходимо создать условия, чтобы у деток было чувство, что их и встречают с радостью и очень ждут здесь. Ребенок будет чувствовать себя нужным и легче переживет перемены в своей жизни. С самого первого дня необходимо построить эмоционально позитивные отношения с каждым ребенком индивидуально и конечно же со всеми детьми в целом.
Думается, что каждый педагог старается подобрать свой «ключик», чтобы общение с детьми было радостным, открытым, доверительным. Поддерживая ребенка в радостном состоянии духа, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье и наоборот: закаляя его, развивая его физически, приобщая к здоровому образу жизни.
Общение с младшими дошкольниками полностью отличается от общения со взрослыми. Они по-разному говорят, смотрят друг на друга, по-разному ведут себя.
Первое, что бросается в глаза – эмоциональная насыщенность детского общения. Они буквально не могут говорить спокойно – они кричат, смеются, носятся, пугают друг друга и при этом задыхаются от радости. Повышенная эмоциональность и расслабленность значительно отличает контакты младенцев от их взаимодействия со взрослыми.
В кругу сверстников общение дошкольников происходит примерно в 10 раз ярче: наблюдаются мимико-выразительные проявления, выражающие самые разные эмоциональные состояния – от бурного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до склоки.
Еще одна важная черта детского общения – их нестандартное поведение, отсутствие каких-либо правил и порядочности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм и правил поведения, то при общении со сверстниками дети используют самые неожиданные и непредсказуемые проявления.
Они прыгают, делают причудливые позы, гримасничают, имитируют себя, трескают, квакают и лают, придумывают невообразимые звуки, слова, басни и т. д. Такие эксцентричности приносят им безудержное счастье. Конечно, такие проявления раздражают взрослых – и хочется поскорее положить конец этому беспорядку.
Эта свобода позволяет ребенку проявить инициативу и оригинальность, свое оригинальное начало. Очень важно, чтобы другие дети быстро и с удовольствием перехватывали инициативу ребенка, приумножали ее и возвращали в преобразованном виде. Например, один кричал, другой кричал и прыгал – и оба начали смеяться.
Конечно же с возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако своеобразное расслабление, использование непредсказуемых и нестандартных мер остаются характерной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.
В младшем дошкольном возрасте ребенок ожидает, что его сверстник будет участвовать в его собственной игре, и хочет выразить себя. Для этого сверстнику необходимо присоединиться к его розыгрышам и, действуя вместе или поочередно с ним, поддерживать и увеличивать общее удовольствие.
Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. Общение дошкольников полностью зависит от конкретной среды, в которой происходит взаимодействие.
Характерно, что введение привлекательного объекта в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстников на объект. Всем известна «разборка» в песочнице, когда двое детей держатся за одну машину и тянут ее каждый е себе, при этом плача. При этом мамы убеждают детей не ссориться и вместе играть. Однако проблема в том, что дети не умеют вместе играть в игрушки. Их общение еще не связано с объектами и игрой.
Таким образом, объект как бы закрывает другого ребенка, внимание ребенка привлекается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Другое дело, когда нет таких отвлекающих предметов, когда между малышами «чистое общение» - здесь они объединены общим весельем и наслаждаются обществом сверстников.
Хотя дети очень по-особенному воспринимают своих сверстников. Для большинства младших дошкольников характерно безразличное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и его оценке взрослым. Поддержка и признание взрослого для них гораздо важнее, чем для другого ребенка. Мальчик, кажется, не замечает действий и состояний своего сверстника.
В принципе, ему все равно, с кем возиться и бегать, важно, чтобы он (партнер) был таким же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник пока не играет значительной роли в жизни младших дошкольников.
В то же время его наличие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается главным образом в радости и даже удовольствии, с которым малыш имитирует движения и звуки своих сверстников, в своем желании быть с ними рядом. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, является свидетельством особого сообщества, которое рождается между малышами.
Они чувствуют свое сходство, принадлежность к общей семье. «Мы с тобой одной крови», как если бы они разговаривали друг с другом своими выходками и прыжками. Эта общность также выражается в том факте, что они стремятся искать и с энтузиазмом обнаруживать сходства: те же колготки, те же перчатки, те же звуки и слова и т. д. Такое чувство общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания. ребенок.
Они составляют основу взаимоотношений ребенка с другими людьми, создают чувство принадлежности к другим, что еще больше облегчает болезненное чувство одиночества. Кроме того, такое общение с окружающими помогает маленькому человечку лучше выделиться и осознать себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети будут отражать друг друга и станут своеобразным зеркалом, в котором вы сможете увидеть себя. Ребенок, который, так сказать, «смотрит на своего ровесника», подчеркивает определенные действия и характеристики.
Оказывается, несмотря на свою шаловливость, такое эмоциональное общение очень полезно. Конечно, если в общении 5-6-летних детей преобладают такие забавы и шалости, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия со сверстниками.
Следует отметить, что с возрастом у детей повышается полнота и адекватность знаний о своем положении в группе сверстников. Но по окончании текущего возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается: дети, занимающие выгодное положение в группе, склонны его недооценивать, наоборот, те, у кого есть показатели. Как правило, они считают свою позицию вполне приемлемой. Это говорит о том, что к концу дошкольного возраста происходит качественная и своеобразная перестройка как самих межличностных отношений, так и их сознания. Конечно, это связано с возникновением в этот период необходимости занять определенную позицию в группе сверстников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера,2017.-96с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учеб-ных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2003. 364 с
3. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т. И. Бабаева. - Москва: Детский сад, 2011. – 74-86с.
4. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО [Текст]/ В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В. Н. Белкина. - Ростов на Дону: Феникс, 2015. 272 с.
6. Взаимодействие детского сада с родителями в современных условиях [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/29/vzai., свободный.
7. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст]/ Л. Н. Галигузова. - Москва: Дошкольное воспитание №1, 2006.-С. 111-113; С. 118-120.
8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. -Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 272 с.