Получи документы

Проблемы общения детей младшего дошкольного возраста

Наталия Котова
Проблемы общения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Общение в радость»

В последнее время становлению эмоциональной сферы ребенка уделялось мало внимания, чего нельзя сказать об его интеллектуальном развитии.

Однако, как справедливо указывали А. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Темочки:

Известно, что в процессе развития также происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняется его мировоззрение и отношения с другими, увеличивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Ее нужно развивать.

Отдавая большую часть времени телевизору и гаджетам, дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, но, именно разностороннее общение обогащает сенсорную сферу.

Кто, как не мы, воспитатели и педагоги, понимаем: на протяжении всего детства, буквально с пеленок, нужно стремиться воспитывать умение находить радость и позволять ребенку поддаваться ей со всей непосредственностью.

Все дети разные по своему характеру, интересам и эмоциональному развитию. И вливаясь в новую и необычную среду (детский сад, где нет родственников и друзей, а есть только взрослые, где другой характер общения – все это часто тревожит, беспокоит, вызывает слезы.

Эмоциональное напряжение и конфликтность в сфере детских отношений намного выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не осознают, какие чувства и отношения испытывают их дети, и, конечно, не придают большого значения дружбе, ссорам и сожалениям своих детей.

Для того, чтобы снять напряжение в группе, необходимо создать условия, чтобы у деток было чувство, что их и встречают с радостью и очень ждут здесь. Ребенок будет чувствовать себя нужным и легче переживет перемены в своей жизни. С самого первого дня необходимо построить эмоционально позитивные отношения с каждым ребенком индивидуально и конечно же со всеми детьми в целом.

Думается, что каждый педагог старается подобрать свой «ключик», чтобы общение с детьми было радостным, открытым, доверительным. Поддерживая ребенка в радостном состоянии духа, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье и наоборот: закаляя его, развивая его физически, приобщая к здоровому образу жизни.

Общение с младшими дошкольниками полностью отличается от общения со взрослыми. Они по-разному говорят, смотрят друг на друга, по-разному ведут себя.

Первое, что бросается в глаза – эмоциональная насыщенность детского общения. Они буквально не могут говорить спокойно – они кричат, смеются, носятся, пугают друг друга и при этом задыхаются от радости. Повышенная эмоциональность и расслабленность значительно отличает контакты младенцев от их взаимодействия со взрослыми.

В кругу сверстников общение дошкольников происходит примерно в 10 раз ярче: наблюдаются мимико-выразительные проявления, выражающие самые разные эмоциональные состояния – от бурного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до склоки.

Еще одна важная черта детского общения – их нестандартное поведение, отсутствие каких-либо правил и порядочности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм и правил поведения, то при общении со сверстниками дети используют самые неожиданные и непредсказуемые проявления.

Они прыгают, делают причудливые позы, гримасничают, имитируют себя, трескают, квакают и лают, придумывают невообразимые звуки, слова, басни и т. д. Такие эксцентричности приносят им безудержное счастье. Конечно, такие проявления раздражают взрослых – и хочется поскорее положить конец этому беспорядку.

Эта свобода позволяет ребенку проявить инициативу и оригинальность, свое оригинальное начало. Очень важно, чтобы другие дети быстро и с удовольствием перехватывали инициативу ребенка, приумножали ее и возвращали в преобразованном виде. Например, один кричал, другой кричал и прыгал – и оба начали смеяться.

Конечно же с возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако своеобразное расслабление, использование непредсказуемых и нестандартных мер остаются характерной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ожидает, что его сверстник будет участвовать в его собственной игре, и хочет выразить себя. Для этого сверстнику необходимо присоединиться к его розыгрышам и, действуя вместе или поочередно с ним, поддерживать и увеличивать общее удовольствие.

Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. Общение дошкольников полностью зависит от конкретной среды, в которой происходит взаимодействие.

Характерно, что введение привлекательного объекта в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстников на объект. Всем известна «разборка» в песочнице, когда двое детей держатся за одну машину и тянут ее каждый е себе, при этом плача. При этом мамы убеждают детей не ссориться и вместе играть. Однако проблема в том, что дети не умеют вместе играть в игрушки. Их общение еще не связано с объектами и игрой.

Таким образом, объект как бы закрывает другого ребенка, внимание ребенка привлекается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Другое дело, когда нет таких отвлекающих предметов, когда между малышами «чистое общение» - здесь они объединены общим весельем и наслаждаются обществом сверстников.

Хотя дети очень по-особенному воспринимают своих сверстников. Для большинства младших дошкольников характерно безразличное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и его оценке взрослым. Поддержка и признание взрослого для них гораздо важнее, чем для другого ребенка. Мальчик, кажется, не замечает действий и состояний своего сверстника.

В принципе, ему все равно, с кем возиться и бегать, важно, чтобы он (партнер) был таким же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник пока не играет значительной роли в жизни младших дошкольников.

В то же время его наличие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается главным образом в радости и даже удовольствии, с которым малыш имитирует движения и звуки своих сверстников, в своем желании быть с ними рядом. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, является свидетельством особого сообщества, которое рождается между малышами.

Они чувствуют свое сходство, принадлежность к общей семье. «Мы с тобой одной крови», как если бы они разговаривали друг с другом своими выходками и прыжками. Эта общность также выражается в том факте, что они стремятся искать и с энтузиазмом обнаруживать сходства: те же колготки, те же перчатки, те же звуки и слова и т. д. Такое чувство общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания. ребенок.

Они составляют основу взаимоотношений ребенка с другими людьми, создают чувство принадлежности к другим, что еще больше облегчает болезненное чувство одиночества. Кроме того, такое общение с окружающими помогает маленькому человечку лучше выделиться и осознать себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети будут отражать друг друга и станут своеобразным зеркалом, в котором вы сможете увидеть себя. Ребенок, который, так сказать, «смотрит на своего ровесника», подчеркивает определенные действия и характеристики.

Оказывается, несмотря на свою шаловливость, такое эмоциональное общение очень полезно. Конечно, если в общении 5-6-летних детей преобладают такие забавы и шалости, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия со сверстниками.

Следует отметить, что с возрастом у детей повышается полнота и адекватность знаний о своем положении в группе сверстников. Но по окончании текущего возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается: дети, занимающие выгодное положение в группе, склонны его недооценивать, наоборот, те, у кого есть показатели. Как правило, они считают свою позицию вполне приемлемой. Это говорит о том, что к концу дошкольного возраста происходит качественная и своеобразная перестройка как самих межличностных отношений, так и их сознания. Конечно, это связано с возникновением в этот период необходимости занять определенную позицию в группе сверстников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера,2017.-96с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учеб-ных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2003. 364 с

3. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т. И. Бабаева. - Москва: Детский сад, 2011. – 74-86с.

4. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО [Текст]/ В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.

5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В. Н. Белкина. - Ростов на Дону: Феникс, 2015. 272 с.

6. Взаимодействие детского сада с родителями в современных условиях [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/29/vzai., свободный.

7. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст]/ Л. Н. Галигузова. - Москва: Дошкольное воспитание №1, 2006.-С. 111-113; С. 118-120.

8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. -Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 272 с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Физкультминутки для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Лэпбук «Фрукты» для детей младшего дошкольного возрастаЛэпбук «Фрукты» для детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию мой первый лэпбук "Фрукты" для детей младшего дошкольного возраста, с.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы общения детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 октября 2020 в 21:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы общения детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Котова (УИ 388060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД