Татьяна Быстрова
Образовательные терренкуры в ДОУ как условие познавательного развития дошкольника в контексте реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Образовательные терренкуры в ДОУ – как условие познавательного развития дошкольника в контексте реализации ФГОС ДО в рамках профстандарта педагога»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Публикация «Образовательные терренкуры в ДОУ как условие познавательного развития дошкольника в контексте реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Терренкур в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие умения знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционные монотонные занятия, то у большинства возникают ассоциации монотонной речью педагога и и деятельность очень далёкой от творчества основанное преимущественно на пассивном усвоении уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд. В то время как современное государство прогрессирует, идёт вперёд и предъявляет всё более жёсткие требования к обществу и современному человеку. Вся работа строится на большом потоке информации, в которой необходимо ориентироваться и знаниях, которые необходимо уметь добывать и реализовывать на практике. Обучение на сегодняшний день должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска.
Это означает, что в ДОУ ребёнок приобретает знания не только в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и в правильно организованной развивающей среде, позволяющей создать комфортные, относительно стабильные условия реализации образовательного процесса с наполнением ориентированным на обновление, систематическое дополнение и вариативность способствующую стимулированию познавательного детского развития. Может ли познавательное развитие детей ограничиваться только стенами детского учреждения?
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, делающие акцент на территории (участке, прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении от нее, приспособленной для реализации образовательной программы дошкольного образования и включающей материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Давайте их вспомним. Развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
И должна обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории, прилегающей к ДОО, в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.
Следовательно характеристикой развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО будет :
проблемная насыщенность;
открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
не обыденность;
четкая оформленность предметных источников развития;
многофункциональность;
приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание центров познавательно-исследовательской деятельности на участке детского сада, в целях организации специальных образовательных маршрутов, или образовательных терренкуров, по территории ДОО разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, их возраста, интересов.
Вообще терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение) – это специально организованные пешеходные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением образовательных центров, зон, островков, которые способствуют не только оздоровлению организма воспитанников и повышают уровень двигательной активности дошкольников, а также способствуют развитию познавательной активности и развитию творческого потенциала каждого ребёнка.
Организуются терренкуры непосредственно на улице, а именно на прогулке т. к. они решают ряд важнейших образовательных задач
- развитие умственных способности и наблюдательности
- знакомит детей с красотой и архитектурой родного города
- воспитывает эстетическое восприятия природы
. - удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.
В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей, где содержание образовательного процесса обеспечивает связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей.
Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материала, дети в игровой форме
получают реалистические знания
закрепляют определённые навыки и умения
проявляют творчество и фантазию
удовлетворяют двигательную активность
переживают эмоциональный подъём и эмоциональное благополучие при взаимодействии с окружающим миром
развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Тщательно продуманная оформленная и организованная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Педагоги должны творчески подходить к оформлению участков и территории прилегающей к ДОУ. Речь идёт не о классических требованиях, к той или иной территории ДОУ, а о едином образовательном пространстве развития детей детского сада, где помимо традиционно- разделенных участков на территории для групп, есть места - экспозиции или центры, в которые можно проложит специальный образовательный маршрут. Содержание маршрута терренкура включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, и другие возможные объекты на территории ДОО. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
Каждый такой терренкур может быть :
итогом недели (закрепление определённой темы в процессе интеграции О. О.) для организации образовательного события - проблемным мотиватором для разработки и реализации какого-то проекта
маршрутом для знакомства с предметами, явлениями, событиями и фактами
маршрутом для проверки опытным путём полученных знаний в процессе реализации темы или проекта или закрепления и формирования определённых навыков.
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», или «домов». Каждая «станция» может иметь свое название: «Метеолаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха и т. д. При этом не все «дома» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Феи воды» (плескательница или надувной бассейн, самодельные брызгалки, осенью — лабиринт из сухих листьев, зимой — снежный лабиринт.
Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :
Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
Предложить детям доступный материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного)
Дозировать степень активности взрослого ( средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности)
Создание творческой обстановки и с вниманием и уважением относитсяко всем мыслям и гипотезам детей
Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер с обозначенными центрами познавательно-исследовательской деятельности, зонами отдыха, спортивными сооружениями, то составление маршрута возможно с участием самих дошкольников, с учетом предварительной работы по обсуждению условных обозначений на баннере. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Каждый терренкур имеет свои этапы и структуру
1 этап--подготовка
2 этап--проведение
3 этап—подведение итогов
Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения
сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута
остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;
комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
самостоятельную деятельность детей;
сбор и возвращение в группу.
Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)
Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).
В качестве примеров «станций» образовательного терренкура можно привести следующие.
«Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута терренкура.
«Дом царицы Математики» который используется для
упражнений в счете;
для знакомства дошкольников с геометрическими фигурами (выкладывать геометрические фигуры, цифры: рисуем на песке или асфальте контур фигуры, а дети повторяют контур камешками. Дети старшего дошкольного возраста могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник, игра в «крестики-нолики» : начертите на песке поле для игры, отберите несколько камешков двух цветов и играйте по правилам.
Знакомство с цифрами На камнях можно нарисовать цифры и использовать их как дидактический материал для знакомства детей с цифрами
выкладывание последовательности: разложить камешки по размеру (от маленького к большому) или составить более сложные ряды (например, выложить одинаковое количество камешков разной длины или, наоборот, разное их количество в рядах одной длины). Ребенок должен понять, в каком ряду больше, меньше или одинаковое количество камешков.
Формирование сенсорных эталонов:
* по цвету: можно заранее подготовить цветные карточки, и дети будут подбирать к каждой карточке свои камешки;
* по размеру: можно сделать из коробки из-под обуви «сортер», проделав в нем несколько отверстий различного диаметра – для маленьких, средних, больших камней;
* по форме: можно сделать еще один «сортер» – для овальных камней, круглых, длинных и коротких;
* по весу: возьмите вешалку, прицепите к ее краям по пакетику и повесьте эту конструкцию на ветку дерева. Ваши импровизированные весы готовы, и теперь можно выяснять, какой камень тяжелее. Можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;
Центр «Королевства Кисточки» под навесом ставятся лавки, столы, на которых разнообразные изобразительные материалы, бумага, емкости для воды. мольберт с закрепленным заранее листом бумаги для коллективной или работы детей.
«Бюро находок» можно предложить воспитанникам игры в «находилки». С этой целью изготавливаются специальные карточки с изображением контуров листьев деревьев, растущих на территории детского сада, контура или рисунка растений, объектов живой природы (дерева, цветка, травки, птицы, искусственного ландшафта (огорода, цветника, теплицы, клумбы). Карточки для зарисовки местонахождения того или иного объекта нужно приготовить заранее.
Представляю Вам некоторые краткие содержания маршрутов-терренкуров :
Маршрут N1. Направление – речевое развитие дошкольников.
Небольшой протяжённости, начинается с аллеи писателей и предполагает остановку в беседке сказок. Там ребята слушают любимые сказки и художественные произведения, далее дети встречаются с Василисами, которые олицетворяют одно из времён года, и составляют о них рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, а заканчивается маршрут звуковой дорожкой.
Маршрут N2. Направление развития детей – познавательное развитие. Маршрут окрашен красным цветом и предполагает путешествие по экологической тропе, остановку в познавательно-исследовательском центре, где дети экспериментируют, проводят опыты с песком, водой, воздухом, магнитами, а также маршрут включает в себя площадку по БДД, интеллектуальный островок и конструкторское бюро.
Маршрут N3 Направление - художественно- эстетическое развитие. Начинается с посещения центра изобразительного искусства, где дети занимаются продуктивной изобразительной деятельностью и каждый ребёнок может проявить творчество и инициативу. Следующей остановкой этого маршрута является мини галерея, где выставлены картины известных художников и заканчивается он театральной сценой, там ребята показывают инсценировки, кукольные театры, выполняют этюды по ритмопластике.
Использованная литература:
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти», 2004г.
Акимова Ю. А Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007г.
Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии» : Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003г
Давыдова О. И «Формируем предметно-развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада» / Спрввочник старшего воспитателя N 11, 2015г.
Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. – М. : Педагогика, 1995г.
Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - N3 – с. 12.