Елена Носкова
Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют открыть новые возможности для воспитания детей, способствуют развитию разных видов деятельности и самостоятельности дошкольников.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников» размещена в разделах
В толковом словаре термин Технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.
Б. Т. Лихачёв даёт определение Педагогические технологии так - Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• Здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
(Из всех представленных технологий на слайде, в своей работе отдаю предпочтение технологии проектной деятельности и игровой технологии)
Технологии проектной деятельности
Цель данной технологии : Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектной деятельности является:
- повышением качества образовательного процесса;
- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, тоВ своей деятельности использую так же игровую технологию.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Основной целью моей проектной деятельности: создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений.
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Информацию о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребёнок усваивает на опыте личной жизни или жизни окружающих его людей.
Усвоение слов - названий и слов - понятий о времени формируется очень медленно. В непосредственном опыте не формируются знания о мерах измерения времени, не усваиваются практические способы пользования ими.
Задачи: Развивать представления детей :
- о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени.
- учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.
- развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту.
- вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.
- на основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.
Принципы: принцип научности знаний; принцип систематичности; принцип личностного подхода; принцип минимакса; принцип активности и самостоятельности; принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
Последовательность знакомства детей с мерами времени :
- в младшей группе уточняются и конкретизируются знания детей о частях суток, формируются навыки распознания и умения их называть
- в средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток
- в старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо у детей развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как одна минута, 3,5,10 минут, полчаса и час.
Для каждой возрастной группы необходим материал, направленный на освоение временных понятий, закрепление и расширение их на каждом последующем возрастном этапе.
Формы работы с детьми :
- организованные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- викторины;
- вечера досуга;
- вечера загадок;
- развлечения;
- музей часов
Музей - часов предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей.
Профиль музея познавательный.
Формы деятельности : экспозиционная, познавательная, игровая, поисковая.
Цели музея:
- формирования понятия о «текучести» и непрерывности времени, о его необратимости;
- создание системы работы по формированию временных представлений детей подготовительной группы через деятельность музея;
- развитие эстетического восприятия детей;
- формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения;
- знакомство с разными видами часов (настольные, наручные, настенные и т. д.);
- знакомство детей с историей возникновения часов
Принципы музея:
- учет возрастных особенностей детей;
- наглядность, последовательность;
- сотрудничество, взаимоуважение;
- знакомство с часами (с циферблатом) и понятием определения времени с опорой на интересы ребенка;
- взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого
Музей является не только хранилищем, но и живым организмом в процессе познания.
Задачи мини- музея:
- образовательные : формировать представление о музее; расширять знание детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день; познакомиться с разнообразием часов, с их значимостью в жизни человека; познакомиться со строением часов; учить детей взаимодействовать с часами;
- развивающие: развивать познавательные способности и познавательную деятельность; развивать умение сравнивать и анализировать; развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объекта; обогащать словарный запас детей и их знания в процессе знакомства с экспонатами; развивать умение передавать свои чувства в рисунках и поделках, умения и навыки в работе;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к экспонатам; воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
План работы по созданию музея часов:
1. Подготовительный этап: определения тем и названия музея, выбор места для размещения музея и работа с родителями (помощь родителей в сборе и изготовлении экспонатов для музея)
2. Практический этап: сбор экспонатов, оформление выставки, индивидуальная или подгрупповая работа с детьми (с детьми велась ежедневная работа по теме «История часов или какие бывают часы»; с помощью собранного материала у детей формировалась система взаимосвязи между временными категориями)
3. Заключительный этап: подведение итогов
Вывод: необходимо конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывать многообразие признаков, свойств, характеристик времени, а также систематизировать и обобщать эти знания и представления, включать в повседневную деятельность детей дидактические игры, творчески организовывать предметную и игровую среду.