Наталья Малькова
Образовательные прогулки детей как один из способов достижения целевых ориентиров
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Где предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Еще в XVII веке Я. А. Коменский отводил большое место в воспитании детей - природе. Ж. Ж. Руссо считал, что до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. По мнению Ф. Фребеля, каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность. К. Д. Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка. Е. Н. Водовозова предлагала рассматривать природу как основу для умственного развития ребенка, отводя ей особое место в сенсорном воспитании. Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место и являются лучшим достижением целевых ориентиров согласно ФГОС ДО. Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В ходе прогулки предусматривается интеграция образовательных областей : «Физическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие». «Развитие речи». «Познавательное развитие». «Художественно – эстетическое развитие». Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Публикация «Образовательные прогулки детей как один из способов достижения целевых ориентиров» размещена в разделах
Цель: Укрепить здоровье, профилактика утомления, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, накопление и обогащение двигательного опыта детей;
Развитие игровой деятельности детей;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в природе;
Расширение представления детей об экологических связях в природе;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, развитие трудовой деятельности;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Предполагаемый результат:
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда. Другим людям и самому себе. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, жизни растений и животных и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Совместная образовательная деятельность реализуется один раз в неделю, во время утренней прогулки 25 минут.
Используемая литература:
С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» 2012 г.,
К. Ю. Белая «Тематические прогулки в детском саду» 2014 г.,
Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» 2012 г.
План.
Месяц Тема Цель Используемая литература
Сентябрь
1 «Красивая полянка» Продолжать развивать навыки экологически грамотного ухода за растениями. Начать создание гербария. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 28
2 «Сбор семян» Учить практическим действиям с объектами наблюдения, углублять представление детей об огромном значении семян в жизни растений и человека. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 32
3 «Муравьиная семья» Расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника, делать выводы, наблюдать за объектом, воспитывать чувство восхищения к насекомым. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 36
4 «Золотой клён» Учить давать полные ответы на поставленные вопросы, делиться своими впечатлениями от увиденного. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 39
Октябрь 1 «Ловкая ворона» Расширять представление о жизни птиц в условиях города на основе наблюдений. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 43
2 «У тополя» Рассмотреть причудливость ствола, веток, листьев, закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для деревьев. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 51
3 «Мудрый пень» Воспитывать эмоционально положительное отношение к растениям, уважение к природе, развивать навыки ориентирования по плану. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 55
4 «Путешествие по территории детского сада» Обобщать и систематизировать знания детей о осени. Учить ориентироваться по плану экологической тропы. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 59
Ноябрь 1 «Прогулка поход Мы в походе новички» Формировать у детей представления о туристическом походе, совершенствовать двигательные навыки, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе. К. Ю. Белая «Тематические прогулки в детском саду» 2014 г. Стр. 14
2 «Приметы осени» Закрепление знаний об осенних явлениях, развивать творческую фантазию и воображение. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» стр. 35
3 «Изменения в природе» Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» стр. 37
4 «Наблюдение за зимним положением солнца, лепим из снега» Довести до сознания детей, что зимой солнце находится ниже, ближе к поверхности Земли, его лучи как бы скользят по поверхности и меньше греют. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» стр. 51
Декабрь 1 «Зимний Луна-парк» Формировать умения самостоятельно организовывать трудовую деятельность, воспитывать инициативность. Способствовать проявлению радостных чувств в связи с участием в общем деле. К. Ю. Белая «Тематические прогулки в детском саду» 2014 г. Стр. 92
2 «Наблюдение за снежным покровом, жизнь птиц зимой» Систематизировать и классифицировать знания детей о снеге, его пользе для растительного и животного мира, а так же трудностями птиц из-за снежного покрова. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» стр. 53
3 «Кустарники зимой» Расширять у детей представления о кустарниках, об их приспособлении к зиме, воспитывать бережное отношение к растениям. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 76
4 «Зимняя экскурсия по территории детского сада» Учить различать деревья по стволу и коре, сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 79
Январь 1 «Куда ушел снеговик?» Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе. Изменение состояния воды в зависимости от температуры. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 65
2 «Тополиная аллея» Обобщить знания детей о многообразии деревьев и кустарников, закреплять в активном словаре детей знания названий деревьев. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 70
Февраль 1 «Трудовой десант» Познакомить детей с характерными явлениями погоды зимой, узнавать и называть различные формы растений. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 73
2 «Могучий тополь» Формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в промышленном городе, о неприхотливости, высокой степени пылеулавливания. Развивать глазомер и ориентировку в пространстве. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 85
3 «Жизнь животных зимой» Уточнить знания детей о животном мире, систематизировать представление о многообразии животного мира и их связи со средой обитания. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» стр. 67
4 «Экскурсия к старому пню» Выяснить предположительные причины гибели дерева, акцентировать внимание на уже прожитую жизнь дерева. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 90, 146
Март 1 «Как снеговики весну искали» Познакомить с основными приметами весны. Рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь растительного и животного мира, а так же человека. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 110
2 «На помощь к дедушке АУ» Сформировать представление о вреде костров., закрепить знания правил поведения в природе. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 151
3 «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» Знакомить детей с представителем растительного мира, местами его произрастания, пользой и вредом. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 119
4 «Посадка цветочной рассады» Дать понятие о жизненном цикле растения от бутона к плодам и семенам. Формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 105
Апрель 1 «Мать и мачеха» Формировать у детей представления о первоцветах, закрепляя признаки растений весной. Выявить роль в природе и лекарственные качества. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 100
2 «Знакомство с полевой ромашкой» Учить детей находить общее и различное в разных видах растений, закреплять и систематизировать знания детей о полевых и садовых растениях. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 143
3 «Песочная страна» Формировать интерес к исследовательской деятельности, познакомить со свойствами песка, использованием в жизни человека, совершенствовать коммуникативные навыки. К. Ю. Белая «Тематические прогулки в детском саду» 2014 г. Стр. 41
4 «По лесным тропинка» Познакомить детей со свойствами почвы, её ролью в жизни человека, растений и животных, развивать любознательность. К. Ю. Белая «Тематические прогулки в детском саду» 2014 г. Стр. 17
Май 1 «Не забудем незабудки» Дать детям первичные знания о садовых растениях и необходимости беречь цветки растений, их роль в природе. Формировать умение соотносить натуральный объект природы с изображением на картинке. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 95
2 «Бабочка-капустница» Познакомить детей с общими признаками насекомых, развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 115
3 «Зелёная аптека» Расширять представление детей о многообразии и значении растений-лекарей, о оздоровительных целях. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 124
4 «Ветер – это хорошо или плохо?» Продолжать знакомство с явлениями неживой природы, различной силой ветра, роль ветра в жизни растений и человека. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» стр. 139