Ирина Алексеевна Печникова
Обучение музыкальной грамоте как один из способов развития звуковысотного слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение музыкальной грамоте, как один из способов развития звуковысотного слуха.
(В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп»).
Публикация «Обучение музыкальной грамоте как один из способов развития звуковысотного слуха» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для развития песенного творчества дошкольников необходимым условием является развитие звуковысотного слуха.
В процессе развития ребёнка слух и голос тесно связаны. В своих исследованиях О. П. Радынова [2] указывает, что голос не может успешно развиваться без участия слуха, а слух формируется с участием голоса. С помощью пения развивается слух, а он в сою очередь определяет критерии выразительности и точности интонирования мелодии. Очень важно у детей развивать слуховое восприятие, поскольку от этого зависит точность воспроизведения высоты звука.
Б. М. Теплов [3] в своих работах подчёркивал, что одной из основных музыкальных способностей человека является звуковысотный слух, в котором объединяются две музыкальные способности – ладовое чувство и музыкально – слуховые представления. Воспроизведение звуковысотного и ритмического движения мелодии происходит у ребёнка при исполнении песен или элементарном напевании несложных мелодий. Выразительное исполнение, передающее своё отношение к музыке, чувства, переживания несомненно развивают музыкальные способности – это и эмоциональная отзывчивость на музыку, и ладовое чувство, а также музыкально – слуховые представления и чувство ритма. По мнению многих учённых, в том числе Б. М. Теплова, ладовое чувство развивается у ребёнка очень рано. Благодаря этому развивается музыкальная интонация, которая в свою очередь отличается от речевой. Музыкально – слуховые представления – это способность воспроизведения звуковысотного движения в определённом ладу. Поэтому главной задачей в воспитании слуха является развитие ладового чувства.
Н. А. Ветлугина [1] выделяет две основные музыкальные способности : ладовысотный слух и чувство ритма. Объединение двух способностей (ладовое чувство и музыкально – слуховые представления) в одну подчёркивает их неразрывную связь, а также указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
Музыкально – слуховые представления развиваются в таких видах деятельности, как пение и игра на музыкальных инструментах, где требуются различение и воспроизведение мелодии по слуху.
Как известно, движения способствуют запоминанию мелодии и развитию музыкально – слуховых представлений (моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движения рук).
Подбор знакомой мелодии на музыкальном инструменте возможен, если ребёнок имеет музыкально – слуховые представления о её звуковысотном и ритмическом движении. Материал должен быть хорошо знаком ему, неоднократно услышан и, обязательно, пропет, поскольку вокальная моторика помогает ребёнку сориентироваться в дифференциации и направлении движения звуков.
Песенное творчество предполагает в конечном результате создание творческих работ дошкольниками, а осознание того, что сочиненные детьми песни могут быть не только пропеты, но и запечатлены определенными знаками привело к необходимости введения на занятиях освоению элементарной нотной грамоты и разработке системы методик в их изучении.
Нами активно используются современные интерактивные компьютерные технологии: музыкальные презентации и фильмы для изучения нот.
Дети преимущественно пользуются наглядными, но условными обозначениями, знакомящими их с элементами музыкальной грамоты (иллюстрация музыкальной лестницы; кружочки-ноты, которые выкладываются на нотный стан; музыкальные бусы; дидактические карточки - загадки и т. д.)
На начальном этапе используется нотный стан с цветными нотками-кружочками. Семь нот соответствуют семи цветам радуги. Дети охотно разучивают песни, помогающие разучиванию нот (некоторые слова в этих песенках заменены названиями нот, соответствующими их высоте). Учатся выкладывать нотными кружочками мелодии выученных песен, затем поют их по нотам. Таким образом, незаметно для ребёнка в игровой форме прививаются начальные навыки сольфеджирования. Дети представляют себя настоящими музыкантами. Подобного рода игры доставляют им огромное удовольствие.
Для наглядности звуковысотного восприятия используется цветная лесенка с нотами. При показе ступеней мелодии на лесенке педагогом дети демонстрируют направление движения мелодии руками, что дополнительно закрепляет восприятие звуковысотности ребёнком.
На последующем этапе переходим к нотным станам с кружочками двух цветов: белыми и чёрными. Белые условно обозначают длинные звуки, чёрные – короткие. Дети уже хорошо знакомы с понятием ритма, умело пользуются дидактическими карточками с изображением длительностей нот, поэтому совмещение понятий высоты звука и ритма, используя чёрные и белые кружочки – ноты происходит весьма гармонично в сознании ребёнка.
Как мы видим, навыков, полученных ребёнком для начальных экспериментов в песенном творчестве достаточно. Воспитанники пробуют себя в сочинении мелодий, которые условно изображают на нотном стане. Стараются исполнить написанное, спев или сыграв, к примеру, на металлофоне (навыки игры на инструменте ребёнком получены в определенном объёме ранее). Поскольку это сложный этап, педагог помогает детям в исполнении написанного.
Данный творческий процесс очень увлекает детей. Ребёнок ощущает себя творцом, человеком, причастным к искусству. Изучение нотной грамоты, игра в «композитора» творчески развивает личность ребёнка и получает своё дальнейшее развитие в песенном творчестве.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.