ТАТЬЯНА ГАРБУЗОВА
Педагогический проект «Коллекционирование как способ развития целевых ориентиров дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ВЕРХ-ЧЕБУЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»
Педагогический проект
Тема: Коллекционирование как способ развития целевых ориентиров дошкольников
Гарбузова Татьяна Павловна,
воспитатель
первая квалификационная категория
Верх-Чебула
Содержание:
Введение 3
1. Значение коллекционирования 5
2. Особенность коллекционирования 6
3. Ожидаемые результаты 7
4. Виды коллекций 9
Публикация «Педагогический проект „Коллекционирование как способ развития целевых ориентиров дошкольников“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
5. Требования к работе с коллекциями 11
6. Этапы работы с коллекцией 13
7. Использование коллекции в работе с детьми 14
8. Технология работы 16
9. Формы работы с родителями 19
Введение
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности.
Г
1. Значение коллекционирования
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития инициативности, самостоятельности и любознательности у дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
2. Особенность коллекционирования
Особенность коллекционирования заключается :
• в соответствии основным требованиям ФГОС;
• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;
в направленности на новые образовательные результаты:
- инициативность, любознательность и самостоятельность детей;
- способность к принятию и реализации собственных решений;
Направленность работы: развивающая
Цель: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.
Задачи:
формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать
выводы;
• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; способствовать проявлению избирательных интересов;
развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; расширять кругозор воспитанников;
прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора
материала;
формировать бережное отношение к хранению коллекций; обогащать и активизировать словарь детей;
• активизировать участие родителей в образовательном процессе;
С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.
3. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
• Сформированность представлений детей об объектах окружающего
мира по теме коллекций;
• Проявление у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности;
• Проявление активности родителей в образовательном процессе (по
созданию и презентации коллекций детей);
Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией
образовательного процесса.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуалъностъю и манипулятивностъю. Визуалъностъ коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки, книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) - детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике. Манипулятивностъ проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер - сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача - помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту - птичье перышко, улетающий осенний листок.
Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.
4. Виды коллекций
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций :
Коллективные (групповые) - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций : эмоциональные, познавательные, социальные.
Эмоциональные коллекции - наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное - эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в
продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции - форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогагцение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы : «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.
Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние, «Сладкие слова», «Фразеологическиеобороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы - на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях - весенние слова; на цветочках и бабочках - летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним.
5. Требования к работе с коллекциями
Рекомендации к сбору коллекций :
собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т. д., каждый образец пронумеровать, приложить список;
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций :
- выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
- доступность - объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
- разнообразие - чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
- учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
- учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.
- педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции - выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.) и выставки
- безопасность - все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
- учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).
Рекомендации к размещению коллекций :
- группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
- целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
- коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
- все объекты должны быть систематизированы по категориям;
6. Этапы работы с коллекцией
Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
1 этап - подготовительный:
накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап - основной:
побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап - заключительный:
организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;
7. Использование коллекции в работе с детьми
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
• Познавательная:
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
- развитие математических представлений - временные представления, счетные операции;
- ознакомление с окружающим миром - расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
• Продуктивная - реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
• Коммуникативная - тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовая - при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной
труд;
• Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
• Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Возможные формы работы с детьми :
- Групповая (фронтальная);
- Подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- Индивидуальная;
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:
- в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)
- в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты)
- в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды)
8. Технология работы
В работе по организации коллекционирования опиралась на следующие технологии:
- технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;
- технологию личностно-ориентированного свободного воспитания;
-технологию развивающего обучения.
Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с программой «Успех». Например, коллекция «Собака - наш друг», благодаря которой дети больше узнают о собаках, породах, о ее роли в жизни человека, привычках собак разных пород, об условиях содержания и назначения собак. Дети вместе с родителями готовят книги о своих питомцах, приносят фотографии, игрушки собак. Во время непосредственной образовательной деятельности дети рисуют и лепят животных, придумывают рассказы о них, говорят об условиях содержания и т. д. В организации этих видов деятельности помогают созданные коллекции.
Огромный интерес вызовет коллекция «Камни». Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет.
Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций. Собирая какие-либо материалы, классифицируя их, дети приобретут новые знания. Коллекционирование стимулирует познавательную активность, может сделать жизнь ребенка в детском
саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс - более эффективным.
Во время создания коллекций используются различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, обязательна интегрированная деятельность.
Формы взаимодействия с воспитанниками: игровые упражнения, наблюдения, экскурсии, экспериментирование, досуги, познавательная игротека, проектная деятельность, простейшие опыты, беседы, игры с природным материалом, дидактические, развивающие игры и т. д.
Содержание коллекционирования :
- Самостоятельные открытия
- Интерес ко всему предметному миру
- Формирование восприятия и представлений о внешних свойствах предметов
- Развитие специфических сенсорных способностей
9. Формы работы с родителями
Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого используют разнообразные формы сотрудничества:
-Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.
Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.
- Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада). Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию.
- Посещение тематических выставок в Верх-Чебулинском краеведческом музее. Цель: расширение знаний детей об окружающем мире.
- Организация мини лаборатории в группе. Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.
- Чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций. Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации.
- Индивидуальные беседы с детьми по интересам. Цель: поддержка и развитие детских интересов.
-Организация выставок коллекций детей в детском саду. Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций.
- Мастер-классы. Цель: создание экспонатов коллекций.
- Альбомы, летописи, информационные листы.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности.
Проводимая работа с детьми по коллекционированию должна способствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность.
Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.
нКоллекционирование в детском саду
Практика свидетельствует: традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать новые формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей.
Одна из таких форм – коллекционирование.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих практического использования, но вызывающих к размышлению.
И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками. Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами.
Но почему именно коллекционирование :
- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят её через всю жизнь. В Китае говорят «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».
- Во-вторых, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Наш пока не очень большой опыт работы позволяет сделать вывод о том, коллекционирование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс – более эффективным.
• еизвестных.