elena
Обеспечение персонализации и дифференциации развития дошкольников средствами технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные нарушения в речевой сфере. Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях группы компенсирующей направленности дошкольной организации.
Публикация «Обеспечение персонализации и дифференциации развития дошкольников средствами технологии В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Технология В. В. Воскобовича – это построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и, конечно, речь.
Благодаря использованию игровой технологии В. В. Воскобовича процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для речевого развития ребёнка.
В основе технологии В. В. Воскобовича – совместная деятельность ребенка со взрослым и со сверстниками. В совместной деятельности со взрослым, а в данном случае с педагогом или родителем, ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе. Зона ближайшего развития — это потенциальные возможности ребенка. Это такой уровень психического развития, при котором ребенок самостоятельно не может осуществить определенных заданий, но он может их выполнить при помощи взрослого.
Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память. Ведь ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.
Развивающие игры В. В. Воскобовича способствуют речевому развитию детей, т. е. тому направлению, которое предусмотрено ФГОС дошкольного образования.
Цель данного образовательного направления можно определить как формирование и развитие у детей дошкольного возраста начальной коммуникативной компетентности. Использование развивающих игр Воскобовича способствуют достижению данной цели.
Мы, педагоги, знакомим родителей и показываем функциональные возможности данных игр.
Методы и приемы по формированию звуковой культуры речи должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения.
Применение различных символов и схем повышает эффективность звуковой аналитико-синтетической деятельности.
Рассмотрим несколько игр…
1. КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (на примере использования пособия «Забавные буквы»)
Игра: На первом этапе дети с тяжё лыми речевыми нарушениями в процессе отработки гласных звуков учатся их различать: а—и—у – о – ы – э.
На втором этапе постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам : а – э, о – у, и – ы.
На третьем этапе учатся соотносить звук с графическим изображением буквы.
Постоянное сравнение звуков дает толчок для развития фонематического слуха. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам. Это мы можем прослеживать в следующей игре и формировать звуковую аналитико-синтетическую активность.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ (на примере использования пособия Кораблик «Плюх-плюх»)
Фонетико-фонематическая сторона речи детей с ОНР сформирована недостаточно, механизм нарушения фонематической стороны речи у них неодинаков, симптоматика проявления дефектов различна.
Поэтому логопедическая работа должна опираться на результаты структурного анализа речезвукового дефекта ребенка и иметь дифференцированный характер.
Игра: С детьми II уровня речевого развития для слогового счёта мы используем фигурки красного цвета, которые надеваются на мачты – это слова-картинки.
Кроме слогового счёта с детьми III уровня речевого развития используются фигурки или флажки трёх цветов для счёта гласных и согласных звуков, а также для звукового анализа слов.
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ (на примере использования пособия «Черепашки-ларчик»)
Игра: На первом этапе дети называют цвет и придумывают словосочетания, например, оранжевый апельсин, жёлтое яблоко.
На втором этапе называют цвет, выделяют первый звук в названии цвета и придумывают слова на этот звук, например, красный - первый [к]- кошка.
Для закрепления материала выкладывают слова, которые начинаются с первого звука цвета черепашки.
4. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ, КООРДИНАЦИЯ "ГЛАЗ-РУКА" (на примере использования пособия «Шнур-затейник»)
У детей с речевыми нарушениями наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания, отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.
Игра: укрепляет мелкую моторику пальцев, налаживает координацию движений кистей рук, способствует развитию памяти, сообразительности и внимания.
Дети с низким уровнем развития моторной сферы учатся продевать шнур, используя простые варианты дорожек и узоров, приёму огибания кнопки шнуром.
Дети со средним уровнем развития моторной сферы учатся "вышивать" буквы и короткие слова, также используется "графический диктант".
Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми длительное время проводилась коррекционная работа.
5. ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ (на примере использования пособия «Игра-эрудит»)
Игра: На первом этапе дети с помощью шнурка выкладывают заданное слово.
На втором этапе с помощью шнурка учатся самостоятельно составлять слова из главного слова.
На третьем этапе составленные слова печатают в тетрадь.
6. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (на примере использования пособия «Радужные гномы»)
Игра: Дети с речевыми нарушениями учатся составлять предложения с помощью двух предметных картинок, например, гном, яблоко.
При усложнении составляют предложения с последующим распространением однородными определениями и другими второстепенными членами предложения.
Гном ест яблоко.
Гном ест зеленое яблоко.
Гном Зеле в зелёных ботинках ест зелёное яблоко.
7. ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ (на примере использования пособия «Волшебная восьмёрка»)
Игра: На первом этапе дети с речевыми нарушениями учатся выкладывать заданную букву из 2-х – 4-х палочек.
На втором этапе – трансформировать заданную букву в другую, перекладывая, убирая или добавляя одну палочку.
8. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ, КООРДИНАЦИИ "ГЛАЗ-РУКА" (на примере использования пособия «Конструктор букв»)
Игра: Дети с низкой моторикой учатся складывать букву из элементов конструктора.
Дети со средним уровнем развития моторной сферы учатся обводить детали и, получая букву, штриховать её по заданию взрослого, дифференцировать на гласные-согласные.
Таким образом, использование игровых пособий В. В. Воскобовича направлено на :
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и мо-нологической речи;
- развитие речевого творчества, которое может реализоваться в придумывании новых сказок с героями, предлагаемыми игрой;
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.