Натали Булатова
Организация работы по изучению ПДД в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение безопасности движения пешеходов, особенно детей, является задачей государственной важности. Среди погибших в ДТП пешеходов и велосипедистов каждый четвертый - ребенок в возрасте до 16 лет, среди пострадавших - каждый седьмой. Детский травматизм - самая горькая строка в статистике дорожных аварий.
Одной их причин неблагополучного положения является весьма низкий уровень знаний у детей Правил дорожного движения и недостаточные навыки безопасного поведения на дорогах.
Публикация «Организация работы по изучению ПДД в ДОО» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Для правильной организации работы по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, вероятно, небесполезно знать, что в возрасте до 9 лет мальчики в пять раз чаще получают травмы на дорогах, чем девочки.
Определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в этом возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице, где играют в футбол, хоккей, катаются на велосипедах, санках, коньках.
Вместе с этим родители воспитывают мальчиков несколько иначе, чем девочек. Папы и мамы хотят, чтобы их сыновья росли храбрыми и отважными, в то время как ребята недостаточно четко понимают, в чем заключается храбрость и отвага. Отсутствие надлежащего надзора со стороны взрослых и в первую очередь родителей, далеко не последний фактор, способствующий росту детского травматизма.
Однако доверить ребенку самостоятельно проводить время на улице можно лишь тогда, когда взрослые твердо уверены, что ребенок знает и выполняет основные правила безопасного поведения и движения. Что же это за правила?
1. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города; рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседует сними о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в "классики", а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Или: дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машин не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги.
Педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице.
2. Педагог рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор, "островок безопасности"). Детям объясняют, что такое светофор, показывают его изображение, знакомят с сигналами. Младших детей учат различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый, а также тому, что они обозначают. Объясняет, что светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофора помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закреплять представления детей о назначении светофора и его сигналах можно и в игровой форме.
3. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками - "Дети", "Пешеходный переход"; запрещающими - "Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена"; предписывающими - "Движение прямо", "Движение направо"; информационно-указательными - "Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный переход". Объясняют, что каждый знак означает, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. В летнее время занятия можно дополнить играми на участке - это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного детского транспорта.
4. Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде:
- ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах);
- маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых;
- детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему: 2Где можно и где нельзя кататься на велосипеде"
5. Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД (в зависимости от возраста дошкольников).
6. Детям рассказывают о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх - это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу светофора. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.
Детям показывают настоящий жезл или его изображение на картинке, читают соответствующие произведения ("Дядя Степа - милиционер"). Можно организовать экскурсию к ближайшему перекрестку и вместе с детьми понаблюдать за работой милиционера-регулировщика.
7. Педагог знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить - через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и выходить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру "Поездка в автобусе".
8. Детям необходимо объяснить, что если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому ( например: к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке) и сказать о том, что, он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, имя, фамилию.
Чтобы закрепить эти навыки, можно привести жизненные различные ситуации, специально подобранные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные ( например: "У меня пропал щенок…", разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).
Подводя итог, хочу еще раз обратить внимание на значимость развития познавательных интересов к охране жизни и здоровья детей особенно через ознакомление с правилами дорожного движения.