Наталья Трофимова
Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации системы внеклассной работы по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно экспериментальная работа была проведена на базе базе МКОУ «Родинская СОШ» Шипуновского района Алтайского края в 7 и 8 классах, количество учащихся в них составляет соответственно 12 и 14 человек. Социально-психологический климат учащихся в классах благоприятный, успеваемость по математике средняя.
Публикация «Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации системы внеклассной работы по математике» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель опытно-экспериментальной работы – эмпирическим путем подтвердить теоретические выводы о целесообразности реализации системы внеклассной работы по математике с целью формирования и развития познавательного интереса у учащихся 7 класса.
Эксперимент проводился последовательно в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа выявить исходный уровень сформированности у школьников уровня познавательного интереса к математике.
Констатирующий этап исследования был направлен на реализацию следующих задач :
1) подобрать диагностические методики оценки исходного уровня сформированности у школьников познавательного интереса к математике;
2) провести соответствующие диагностические работы;
3) проанализировать и интерпретировать результаты.
Остановимся на том, как в исследовании были решены эти задачи.
Для выяснения показателя сформированности познавательного интереса и сбора данных нами были проведены две методики, ориентированные на изучение познавательного интереса учащихся к математике. Дадим их краткую характеристику:
1. «Методика составления расписания на неделю»
Методика разработана С. Я. Рубинштейн в модификации В. Ф. Моргуна
предназначена для выявления широких познавательных интересов
учащихся или их отсутствие. Учащимся предлагается включить любое
количество уроков по различным учебным предметам, предусмотренным
школьной программой, также вычеркнуть из расписания предметы по
не интересующим их предметам.
Анализ полученных данных у 7 класса показал, что наиболее высокий уровень познавательного интереса у учащихся вызывает к предмету обществознание (К= 93, на втором месте предмет русский язык (К=89, третье место занимает математика (К=80), на четвертом месте – история (К= 75, пятое место у предмета физическая культура (К=71, шестое место у предмета география (К=65, на седьмом месте предмет физика (К= 60, на восьмом месте – биология (К= 52, девятое место у иностранного языка (К= 49, десятое место – информатика (К=45, предмет литература занимает одиннадцатое место (К= 43, двенадцатое место делят два предмета изобразительное искусство и технология (К = 40, и на последнем месте музыка (К=38). У 8 класса анализ полученных данный показал, что наиболее высокий уровень познавательного интереса у учащихся вызывает к предмету история (К= 98, на втором месте предмет обществознание (К=95, третье место занимает предмет литература (К=90, на четвертом месте – русский язык (К= 89, пятое место у предмета информатика (К=85, шестое место у предмета математика (К= 82, седьмое место – география (К= 82, восьмое занимает предмет физика (К = 70, девятое место у предмета химия (К= 68, на десятом месте предмет биология (К = 63, одиннадцатое место делят два предмета физическая культура и спорт
(К=59, двенадцатое место у предмета изобразительное искусство
(К= 57, и на последнем месте иностранный язык (К= 50).
2. «Методика уровней познавательного интереса».
Тест разработан А. А. Горчинской, предназначен для выявления уровня
познавательного интереса к математике.
Ход проведения: тест включает 10 вопросов, в каждом из которых предложено 4 варианта ответов. Содержание вопросов отражает выбранные нами критерии проявления познавательного интереса. Тест адресован школьникам для самооценки. Учащимся предлагается выбрать один вариант ответа, наиболее близкий им. Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся 7 класса 75%, познавательный интерес среднего уровня. Такие школьники не всегда читают дополнительную литературу, иногда им нравится выполнять сложные задания по математики, когда они узнают на уроке что-то новое не всегда делятся этим с близкими. У остальных учащихся класса 16,6% познавательный низкий. Выше среднего 8,3%, это те учащиеся которым нравится выполнять сложные задания по математики, он активно пользуются дополнительной литературой, всегда находит ответы на интересующие их вопросы. В 8 классе уровень познавательного интереса у большинства средний 64,3%, эти дети не всегда выполняют сложные задания по математики, редко пользуются дополнительной литературой. 14,3% уровень познавательного интереса выше среднего, такие учащиеся всегда находят ответы на интересующие их вопросы, когда они узнают на уроке что-то новое всегда делятся этим с близкими. 21,4% класса уровень познавательного интереса низкий, такие учащийся не выполняет сложные задания, не пользуется дополнительной литературой.
Таким образом, можно сделать вывод, что в классах у многих учащихся уровень развития интереса средний, учащиеся стремятся выявить смысл изучаемого содержания, познать связи между явлениями и процессами, довести начатое дело до конца.
Анализ методик показывает нам, что большинство школьников обладают интересом к занимательности, значит преподавателю стоит организовывать внеклассные занятия с использованием различных форм внеклассной работы, такие как олимпиады, математические конкурсы, квесты, праздники. На таких мероприятиях каждый учащийся попробует себя в разных ролях, использует свои силы в различных видах деятельности.
Внеклассная работа по математике позволит привить ученикам интерес к предмету, поддерживать и культивировать его, развивать общие и творческие способности и, конечно же, математические, компоненты которых как раз и формируются наиболее активно.
Проведенная работа свидетельствует о том, что необходимо проводить дополнительную работу, которая должна быть направлена на повышение познавательного интереса школьников к математике
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы определили цель и содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Цель данного этапа – реализовать систему внеклассной работы по математике в школе.
Для достижения обозначенной цели следует решить задачи:
1) разработать программу внеклассной работы по математике;
2) реализовать систему внеклассной работы по математике на практике.
Субъект внеклассной работы : учащиеся 7 класса
Мотивационно-целевой компонент системы :
Генеральная цель: способствовать повышению уровня познавательного интереса школьников к математике.
Содержательно-креативный компонент системы :
Рабочая программа внеклассной работы по математике в 7 классе
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика внеклассной работы по математике
3. Содержание внеклассной работы по математике
4. Результаты внеклассной работы по математике
4. Информационно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Программа внеклассной работы по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В. А. Горского. Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики. Программа данного курса представляет систему внеклассных занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры и познавательного интереса школьников к математике.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Развитию познавательного интереса школьников к математике способствуют математические квесты, олимпиады, праздники и проектная деятельность по математике.
Цель программы: привитие познавательного интереса учащихся к математике, а также формирование первичных умений творческой и исследовательской деятельности учащихся.
При проведении внеклассных занятий по математике используются различные формы организации работы учащихся : групповая, парная, индивидуальная. Методы работы : частично-поисковые, эвристические, исследовательские.
Общая характеристика внеклассной работы по математике. Создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Школьники будут иметь возможность: решать задачи на смекалку, логические задачи работая в коллективе и самостоятельно; расширять свой математический кругозор; пополнять свои математические знания; учиться работать с дополнительной литературой по математике.
Таблица 1
Содержание внеклассной работы по математике
№ пп Раздел внеклассной работы Форма внеклассной работы Срок проведения
Занимательная математика
Логические задачи Математический квест
Математический праздник
Математический конкурс
сентябрь, март
Математические головоломки
октябрь, май
Математические ребусы ноябрь
Олимпиадная математика
Олимпиадные задания по математике Олимпиада по математике декабрь
Задачи повышенной сложности
Проектирование в математике
Волшебный мир чисел. Пифагорейская математика Математические проекты февраль
Математика и окружающая действительность апрель
Геометрические задачи на построение
Результаты внеклассной работы по математике с учащимися 7 класса: Развитие способов познавательной деятельности школьников, повышение уровня познавательного интереса школьников к математике.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского. М. «Просвещение» 2011г.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. «Просвещение» 2011г. 3. Екимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М. : МЦНМО, 2002
3. Мерлин А. В., Мерлина Н. И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) : Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М. : Издат-школа, 2000.
4. Спивак А. В. Математический кружок. 6-7 классы. М. : Посев, 2003.
5. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике : Кн. для учащихся 5-7 кл. М. : Просвещение, 2002.
6. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М. : Айрис-пресс, 2004.
7. Фарков А. В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М. : Дрофа, 2003.
Технические средства обучения:
Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, комплект чертежных инструментов.
Технологический компонент системы :
Проведение внеклассных занятий по математике с использованием разнообразных форм внеклассной работы в школе : математические квесты, математические праздники, олимпиады по математике, математические конкурсы, проектная деятельность по математике.
Рефлексивный компонент системы :
Предполагает возможность дать оценку уровня развития познавательного интереса школьников к математике после реализации системы внеклассной работы по математике в школе, то есть представить и описать результат исследования.
Цель контрольного этапа опытно-экспериментальной работы состоит в определении динамики изменения уровня сформированности познавательного интереса школьников к математике.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1) провести повторную диагностику уровня сформированности познавательного интереса школьников к математике на основе разработанных критериев и показателей;
2) проанализировать и дать интерпретацию результатам опытно-экспериментальной работы, и исследования в целом.
Вторичная диагностика уровня познавательного интереса школьников к математике проводилась с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Результаты диагностики представлены на диаграммах, отражающих уровень сформированности познавательного интереса учащихся 7-го класса на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы в сравнении с данными, полученными на констатирующем этапе эксперимента.
Анализ полученных данных показал, что в сравнении между констатирующим и контрольным этапом, есть прирост среднего и высокого уровня познавательного интереса, а также снижение студентов с низким уровнем.
Также повысился уровень предметной направленности экспериментального класса к предмету математика с третьего на второе место.
Таким образом, наблюдается тенденция повышения уровня развития познавательного интереса школьников к математике. Это свидетельствует о том, что внеклассная работа по математике является мощным средством формирования и развития у школьников познавательного интереса.
Библиографический список:
1. Блинова, Т. Л. Активизация познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике : учебное пособие / Т. Л. Блинова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005.- 100с.
2. Гребенкина, Л. К. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / Л. К. Гребенкина. - Рязань: РГПИ, 1986. - 149с.
3. Поскрякова Э. В. Внеклассная работа по математике в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 81–85. – URL : https://e-koncept.ru/2015/45017.htm.
4. Королева, К. П. Формирование познавательных интересов творческого отношения к учению / К. П. Королева. - Свердловск: СГПИ, 1987. - 154с.
5. Труднев, В. П. Внеклассная работа по математики в начальной школе / В. П. Труднев. - М. : Просвещение, 1975. - 234с.
6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1893. - 167с.