Серых Наталья Юрьевна
О пользе зимних прогулок с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Зима - долгожданная и любимая пора для детей. Ведь все кругом превращается в сказочную страну: деревья запорошены снегом; снег блестит, сверкает на солнце, а в морозную погоду скрепит под ногами. Можно долгое время стоять и любоваться этой красотой. Прогулки зимой – не только прекрасное время для наблюдений за красотой природы, но и время развлечений на открытом воздухе и замечательный способ оздоровления.
Публикация «О пользе зимних прогулок с детьми» размещена в разделах
Во время прогулки дети получают заряд бодрости и хорошего настроения, поддерживается интерес к физическим упражнениям, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности, учит быть терпимыми друг к другу. Румяные щечки, блестящие глаза и отличное настроение – такой результат прогулок зимой.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка.
Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Младший дошкольный возраст.
У детей четвертого года жизни происходят заметные изменения в том, как они овладевают двигательными умениями и навыками. Движения дети выполняют достаточно свободно и легко, это поддерживает их положительное эмоциональное отношение к самостоятельным действиям и играм, а имеющийся двигательный опыт позволяет управлять своими движениями, подражать движениям животных, птиц, транспорта, а также воспроизводить действия по образцу взрослого. Младшие дошкольники много и с удовольствием бегают, прыгают, поднимаются на снежные валы и сходят с них, лазают, катают, подбрасывают и ловят снежки. Однако дети 3-4 лет обычно быстро утомляются от однообразных действий и поз, и потому им не всегда удается удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для удовлетворения потребности в двигательной активности осуществляется организованная совместная деятельность педагога с детьми.
Средний дошкольный возраст.
Дети пятого года жизни должны четко выполнять двигательные задания и правила игры, в том числе ориентироваться в пространстве, быстро находить место во время различных построений (занять определенное место в «поезде», найти свой «домик») .
Известно, что дети 3-5 лет любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей снижается, интерес ослабевает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение 2-3 дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки, что повысит двигательную активность и интерес детей. Хорошо, когда знакомых для детей игр много, тогда воспитатель чередует игры, усложняет их содержание и у детей поддерживается постоянный интерес к движениям.
Зима предоставляет естественные условия для организации двигательной активности детей. На зимней площадке покрытой снегом, можно проводить игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т. д.)
Старший дошкольный возраст.
Дети старшего дошкольного возраста движения выполняют четко, достигают поставленной задачи, проявляют волевые качества, у них развито чувство товарищества и взаимопомощи. В организации двигательной активности у старших дошкольников широко используются соревнования. В командах, участвующих в эстафетах, должно быть не более шести детей. Лучше всего в зимние холодные дни проводить игры типа перебежек, игры-упражнения с бегом и метанием, используя при этом снег и лед : «Загони льдинку», Перебежки со снежками», «Снежные круги», «Не пропусти шайбу» и т. д.
Большую радость детям всех возрастов доставляют такие спортивные упражнения как, катание на санках и ходьба на лыжах.
Катание на санках.
Катание на санках не только развлечение для детей – оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка (вовлекает в работу почти все крупные мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную работу внутренних органов.) Катание на санках связано с активным восприятием природы, ориентацией в окружающей среде. Оно связано с проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его разностороннему развитию. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого чувства равновесия, предъявляют соответствующие требования к вестибулярному аппарату, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помогают окружающая обстановка, содержание игр и упражнений.
Ходьба на лыжах.
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с 3-х летнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.
Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать подъемы, повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствия, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы и взаимопомощи.
Также в организации двигательной активности детей можно использовать
игру в хоккей.
Игра в хоккей.
Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают игры и упражнения с клюшкой и шайбой. Проводятся в зимний период на специально подготовленной и размеченной площадке. Обучение игре в хоккей проводится без коньков.
Комбинация из передвижений, владение шайбой - сложная задача для детей. Она вызывает трудности, поэтому обучение владению клюшкой и шайбой носит длительный, системный характер.
Пасы. Передача требует плавного и точного ведения клюшкой шайбы в направлении цели. Кроме того, игрок должен ориентироваться в пространстве (на поле, сопоставлять свои действия с действиями других игроков, анализировать ситуацию игры в целом.
Броски. Различают бросок с замахом (летящий бросок) и бросок удар. Детям более доступны броски - удары при которых клюшку надо держать одной рукой ближе к нижнему концу. Замах зависит от расстояния до ворот. Следует стремиться к коротким броскам без остановки.
Передача шайбы. Шайбу можно остановить клюшкой или ногой. Важным в передаче шайбы является мягкий отвод клюшки, т. е. отвод крюка в момент ведения шайбы.
Обманные приемы (финты). Их проводят при помощи корпуса и клюшки при обыгрывании противника и при броске по воротам. При этом возможны наклон головы и корпуса в сторону, передвижение ноги влево - вправо.
Техника вратаря. Низко летящую шайбу вратарь отражает при помощи широкого крюка клюшки. Другие шайбы ловит специальной перчаткой или отражает щитками для ног, клюшкой, грудью, плечом.
Хоккей – это не только сочетание сложных технических и силовых действий. Прежде всего – это командная игра, соревнование, где один за всех и все за одного. Иначе и быть не может.
В конце прогулки – игры. Зимние прогулки должны приносить радость. Воспитатель должен принимать участие в играх. Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Они обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Для старших дошкольников используются более сложные игры. Играя и упражняясь на улице зимой, дети получают возможность проявить смелость, самостоятельность, ловкость и сноровку. Морозный воздух – лучшее лекарство от всяких хворей и прекрасное средство для укрепления всех систем организма.
Необходимо соблюдать некоторые правила при прогулке с детьми :
• не предлагайте игры и забавы, где нужно долго и интенсивно бегать (чтобы дети не вспотели);
• в игре не должно быть трудновыполнимых движений;
• игры со снегом следует проводить в тёплую погоду, когда снег мягкий;
• для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
• зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке;
После активного движения необходим небольшой отдых. Можно предложить отгадать загадки:
- Какой это мастер,
На стёкла нанёс.
И листья, и травы,
И заросли роз. (Мороз)
- Обгонять друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши они, легки
Быстроходные (Коньки)
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег, готовы (Санки)
- Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи)
Предлагаю Вам, несколько простых идей подвижных игр на свежем воздухе, которые помогут вам приятно провести с детьми зимние месяцы.
«Наперегонки»
Дети очень любят бегать по снегу, поэтому эта зимняя игра на свежем воздухе придется им по вкусу. Хорошо, если у ребенка будет компания, чтобы можно было бегать наперегонки. Если снег свежий – протопчите детям извилистые дорожки, по которым они будут бегать, и по команде начинайте гонки. А кто добежит до цели первый – пусть получит приз.
«Снежный ангел»
Маленькие дети очень любят валяться в пушистом снегу. Так не отказывайте ему в этом удовольствии! Попросите его изобразить «снежного ангела» или других существ. Для этого малышу надо упасть на спину в снег и начать быстро-быстро двигать руками и ногами, как будто бы он летит. Встав со снега, ребенок увидит след, похожий на ангельский образ. Различных других существ малыш сможет изобразить, приняв другие позы, лежа в снегу. Например, если лечь на бок и по-особому выгнуть руку, след будет похож на слона с хоботом. Другие образы Вы можете придумать сами.
«Снежные цветы»
На морозе можно сделать интересный опыт, например, с помощью соломинки и раствора для надувания мыльных пузырей. На конкретном примере Вы сможете показать ребенку, как образуются снежинки. Всем известно, что в облаках дождевые капли замерзают при морозе - и образуются кристаллики в виде снежинок. То же самое явление Вы можете показать малышу на примере мыльного пузыря. Правда, этот опыт нужно делать только при сильном морозе. Надуйте мыльный пузырь – и Вы увидите, как в тонкой пленке воды появятся звездочки, похожие на снежинки, а затем соберутся в цветы.
«Яркая ледяная дорожка»
Таким же образом можно сделать цветную воду, но не в стаканах, а в глубоких тарелочках или мисочках, после чего выставить ее на мороз, чтобы она превратилась в большие ледяные «таблетки». Чтобы достать эти льдины из тарелок – достаточно поместить их в горячую воду на пару секунд – и выложить на землю. Несколько таких «таблеток», выложенных в ряд, образуют ледяную дорожку. А еще можно замораживать цветную воду таким же образом, но в форме ледяного сердца или бантиков и звездочек.
Ну и, конечно, зимние игры на свежем воздухе включают в себя уже известные всем лепку снеговиков, отгадывание следов животных и птиц, постройку снежных замков, лепку «куличиков» из снега, игру в снежки и другие подвижные занятия зимой. Главное – побольше фантазии и поменьше лени – и зима станет поразительно веселой и запоминающейся для детей!