Юлия Михайленко
Нравственное воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственное воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности»
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации.
Темочки:
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и др.)
3. Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.
4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
5. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями.
6. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.
7. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.
В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Применяла следующие виды деятельности : общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у детей развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Практически вся деятельность воспитательной работы была направлена на побуждение сознанию коллектива, организацию общественно-полезной работы – в основе, которой стояло нравственное воспитание, формирование у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.
В своей воспитательской деятельности я старалась использовать различные методы педагогической работы:
• формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение и внушение);
• формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра);
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, расказами писателей,, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились сюжетно – ролевые и дидактические игры: «Поможем Федоре». «Приходите в гости» «Поделись с товарищем». «Книжкины помощники» «Не забывай о товарищах»
«Кто где живет?» «Дарим своё тепло» «Доброе сердце»
В течении года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различны нравственных качеств личности, такие : «О добре и зле»,
«Что такое хорошо и что такое плохо» ( Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»); «Русские матрёшки» ( цель: познакомить детей с культурными традициями России); «Что такое дружба» ( цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
В сентябре была организована коллективная работа «Дружная планета» цель которой показать важность и необходимость в оказании помощи людям
В ноябре были организованны праздники «Моя Россия» посвященный дню единства и согласия, «Мамочка любимая» ко дню матери. Мастер класс «Нравственно – патриотическое воспитание посредством игровой деятельности»
Рассмотрели понятие «Дружба». Детям было дано задание вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о дружбе, которое выполнило большинство детей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа» «Славим женщину –мать» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
В марте был проведен праздник «Маму поздравляем от души»а так же разработка картотеки игр по духовно нравственной направленности
В феврале Выставка поделок детско – родительского творчества «Папа, мама и я - мы большие мастера»были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, а так же была фотовыставка «Мой папа». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
В апреле была проведена фото презентация с семьями по духовно- нравственному воспитанию детей разных
В мае проведена выставка детских рисунков «Мы за мир». Смотр – конкурс «Здравствуй лето» по подготовке к летнему оздоровительному периоду
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:
- консультации для родителей. Тема: "Будем добры".«Посеешь привычку — пожнёшь характер»
«Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»;
- анкета для родителей. Тема: «Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»
- памятки на тему "Известные люди о воспитании любви к Родине" О воспитании доброты в детях «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
- индивидуальные беседы и консультации.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл литературных произведений;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.